Кино на поле боя

Ретроспектива «Сталинградская битва. Победители и побежденные», приуроченная к 70-летию легендарного сражения, – редкая возможность своими глазами увидеть не только грандиозные исторические бои, но и проследить, как менялось восприятие войны в сознании людей по обе стороны баррикад. Когда-то Сталинградскую битву считали триумфом, положившим начало победе Советской армии в Великой Отечественной войне. Теперь ее называют одной из самых страшных катастроф XX века, унесшей жизни свыше двух миллионов человек.

Военные и послевоенные годы. Во власти пропаганды

Самый ранний фильм ретроспективы — «Дни и ночи» Александра Столпера (1944). Величественная музыка за кадром и непринужденно-веселые диалоги в духе «Василия Теркина» призваны поднять боевой дух армии. Отсюда грозный финал, в котором Сабуров в исполнении Владимира Соловьева заклинает своих бойцов: «Доживем до победы во что бы то ни стало». «Сталинградская битва» Владимира Петрова (1949) — документ уже другой эпохи, времен культа личности. На первый план в картине выходит образ мудрого Верховного главнокомандующего, воплощенный Алексеем Диким. Здесь же можно увидеть длинные столы переговоров в Генштабе и кадры с лидерами стран-союзниц, называющими русскую армию лучшей в истории, но не торопящимися открывать второй фронт.

Естественно, что в то время в кино, как и в художественной литературе, мир делился на черное и белое, на хороших русских и плохих немцев, на друзей и врагов.

«Дни и ночи» Александра Столпера (1944) и «Сталинградская битва» Владимира Петрова (1949)

Иосиф Кобзон:
«На войне – как на войне, нынче жив, а завтра нет. Везде есть хорошие и плохие люди. Нам сегодня сложно судить о психологии участников Отечественной войны, потому что ее участников в живых почти не осталось. А вот психология наших ребят, воевавших в Афганистане, нам более близка. У меня туда было девять командировок, так что я их видел и хорошо понимаю. Да, многие солдаты оказывали помощь местным жителям и были “положительными”. Но многие были обозлены смертью товарищей, своих друзей, и они, конечно, вели себя иначе. Это свойственно любой войне. Она притупляет человеческие чувства, рождает неадекватную реакцию».


Оттепель. Война с человеческим лицом

«Солдаты» Александра Иванова (1956), вышедшие через три года после смерти Сталина, — экранизация повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Вместо государственной идеологии здесь история боевых товарищей, рассказанная от лица простых солдат. Кадры скромного окопного быта сопровождаются закадровым голосом, читающим отрывки из книги. Кстати, времена быстро переменились: лента была положена на полку, а после эмиграции писателя и вовсе изъята. Ее новая жизнь началась в 1991 году.

«Солдаты» Александра Иванова (1956)

Юлий Гусман:
«Станислав Говорухин как-то сказал, что не может смотреть фильмы о войне, снятые в цвете. Не могу с ним согласиться. Я считаю, что фильмы бывают хорошие и плохие. Существует сколько угодно плохих цветных и плохих черно-белых картин. И хороших тоже. “Солдаты” – это хороший фильм».


Перестройка. В поисках смысла

Последний по хронологии советский фильм в ретроспективе — перестроечный «Сталинград» Юрия Озерова (1989). Прославившийся киноэпопеей «Освобождение», Озеров здесь позволяет себе ранее немыслимые вещи. Например, маршал Жуков (Михаил Ульянов) бросает начальнику особого отдела такую фразу: «Мне нужны бойцы для Отечественной войны». И отменяет приказ о расстреле солдат. Сегодня эпизод можно не заметить, но когда-то он казался исключительно смелым.

Иосиф Кобзон:
«Двухсерийная картина Озерова “Сталинград” – мой любимый фильм про Сталинградскую битву. Он наиболее правдивый. Я – дитя военного времени, поэтому мне эта тема близка, я узнаю у Озерова детали той жизни и нашего ее восприятия. Современные же фильмы наполнены фантазиями современных режиссеров, сценаристов. И этой фантазии в них больше, чем реальности».


Взгляд из-за границы. По ту сторону войны

Процесс переосмысления Второй мировой войны и Сталинградской битвы в частности немецкие режиссеры запустили задолго до Озерова — и в куда более радикальной форме. «Собаки, вы хотите жить вечно?» (ФРГ, 1959) Франка Висбара — история фашистского лейтенанта, попавшего в окружение под Сталинградом и после этого разочаровавшегося в собственном руководстве и идеалах нацизма. «Сталинград» Йозефа Вильсмайера (Германия, 1993) и вовсе использует крупнейшую сухопутную битву XX века как повод показать безумие и бессмысленность любой войны в принципе.

«Собаки, вы хотите жить вечно?» (1959) Франка Висбара и «Сталинград» Йозефа Вильсмайера (1993)

Юлий Гусман:
«Фильмы про Вторую мировую войну часто снимают в Европе, в США. Из зарубежных фильмов мне нравится “Спасти рядового Райана”. Вообще у нас принято говорить “наша война”, но я убежден, что нет такого, чтобы была “наша” или “не наша” война. Бок о бок воевали советские люди, американцы, англичане, французы, и нельзя делить войну, боль, горе, утраты и победы. Это все общее и таким должно оставаться».


Сталинград в 3D: взгляд из будущего

Негласным продолжением ретроспективы станет «Сталинград» Федора Бондарчука. Выход фильма в прокат намечен на ноябрь этого года, но трейлер уже показали официально. Не вдаваясь в подробности сюжета, сам режиссер говорит только, что это будет «частная история людей, воюющих друг с другом на расстоянии вытянутой руки». Если судить по трейлеру и кадрам, попавшим в Интернет, «Сталинград» семьдесят лет спустя — это масштабная драма, по своему размаху готовая соперничать с киноэпопеями Юрия Озерова и ставящая в центр сюжета не товарища Сталина и прочих военных командиров, а простых людей.

«Сталинград» Федора Бондарчука (2013)

Федор Бондарчук:
«Самым важным было сделать фильм эмоциональным, чтобы зритель сопереживал героям картины. Я не ставил перед собой цели шокировать зрителя батальными сценами, но стремился показать психологическое напряжение и восприятие войны через чувства своих героев… Многое мы берем из реальных воспоминаний сталинградских ветеранов».

Фильм снят с использованием новейшей технологии IMAX 3D, и одно это уже делает его беспрецедентным. Бондарчук не скрывает, что, размышляя над стилевым решением фильма, он отталкивался от «300 спартанцев» Зака Снайдера. «Я снял фильм не просто про героев, а про титанов», – говорит режиссер.

Федор Бондарчук:
«Использование технологии 3D для нас вызвано не желанием повысить цену на билеты. Это еще одно средство художественной выразительности, способ сделать происходящее на экране буквально осязаемым. Поймите, сегодня просто нельзя говорить с массовым зрителем на другом языке. Когда я смотрел рабочие материалы, ловил себя на мысли, что ужасно доволен тем, что получилось. И дело не в спецэффектах, не в декорациях, а в истории, которую мы рассказываем».

Судить о фильме — потенциально главном российском релизе 2013 года и одновременно одном из немногих проектов, который вызывает живой интерес за границей, — пока рано. Но уже сейчас можно утверждать как минимум одно: так Сталинградская битва — да и Вторая мировая война в принципе — еще не выглядела на экране никогда.

Юлий Гусман:
«Я очень надеюсь, что это будет большая серьезная работа о Сталинградской битве. Федор Сергеевич показал себя действительно мастером сложной формы. Есть много современных фильмов о войне, но по-настоящему масштабных полотен не хватает. При советской власти снимали Озеров, Сергей Бондарчук, а сейчас мастеров этой темы нет. Надеюсь, что эту плотину прорвет фильм Федора. Чтобы такой сделать, нужно много работы, много стараний, много современных технологий, в том числе компьютерных. У Федора все это есть, так что фильм должен получиться хороший».