Кирилл Разлогов: «Традиция ММКФ – уважение к истории кино»

Многолетний программный директор ММКФ рассказал, чем отличается Московский кинофестиваль от других фестивалей мира и что готовит зрителям нынешний киносмотр.

Кирилл Разлогов. Известный критик, киновед, до недавнего времени директор Российского института культурологии (1989–2013), ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура» и многих других телепередач. Автор 14 книг и около 600 научных работ по истории искусства и кинематографа, различным проблемам культуры. Любит самое разное кино: «и изощренные интеллектуальные работы Жана-Мари Штрауба, которые ни один нормальный человек больше 10 минут смотреть не может, и мастерски сделанные блокбастеры, приключенческие картины и детективы». С 1999 года Кирилл Разлогов является программным директором ММКФ.

– Каково «лицо» 35 ММКФ?

– Это причудливая мозаика с преобладанием цветов Дальнего Востока.


– А по настроению?

– Оно разнообразно. В конкурсе участвуют очень разноплановые картины, в том числе три российских фильма, совсем не похожих друг на друга. Есть несколько национальных программ: Нидерланды, Португалия, Южная Корея. Причем корейское кино присутствуют и в виде отдельной программы, и в лице своего представителя. Это член жюри Ким Дон-Хо, основатель Пусанского кинофестиваля. Кроме того, на Moscow Business Square будет большая корейская делегация. Как обычно, большое место на фестивале занимают ретроспективы. Уважение к истории кино – это традиция ММКФ. У нас в прошлом году была ретроспектива «Парамаунт», к столетию студии. В этом году – ретроспектива «ХХ век Фокс», тоже к столетию. Такие программы очень трудно составляются: нелегко достать картины, которые хочется показать зрителям. Но мы считаем, что должны отмечать юбилеи больших голливудских студий, тем более что представленные фильмы в большинстве своем не демонстрировались в советском прокате. В последнее время ушли из жизни сразу несколько кинематографистов, имевших большое значение для истории нашего кино.

Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»,
режиссер Джозеф Лео Манкевич

Это Алексей Балабанов, Петр Тодоровский, Алексей Герман. Еще я добавил бы к ним классика авангарда Владислава Мамышева-Монро. У нас будет ряд спецпоказов, им посвященных.


– Иногда Московский кинофестиваль обвиняют в том, что он растет вширь за счет дополнительных программ, вместо того чтобы развивать конкурс. Как обычно вы отвечаете на эти упреки?

«Уважение к истории кино – это традиция ММКФ»


«ММКФ ориентирован не только на профессионалов, но и на зрителей. Мы просто обязаны показывать лучшие картины года – как документальные, так и игровые»

– Можно сказать, что Московский кинофестиваль сочетает в себе несколько фестивалей. Во-первых, конкурс игрового кино. Это мировые и международные премьеры, среди которых преобладают дебюты, потому что именно там можно обнаружить что-то новое. Во-вторых, программа документального кино. В нынешнем году в ней нашлось место не только для конкурса и традиционной «Свободной мысли», но и для специальной ретроспективы, посвященной истории олимпийского движения. В третьих, ММКФ – это ретроспективы и программа российского кино.

– Это огромное количество внеконкурсных картин!

– Как и Берлинский кинофестиваль или фестиваль в Торонто, ММКФ ориентирован не только на профессионалов, но и на зрителей. Мы просто обязаны показать лучшие картины года – как документальные, так и игровые. Поскольку эти картины уже отмечены крупными фестивалями и сделаны большими режиссерами, они, как правило, зрителю даже более интересны, чем конкурс, состоящий из новых имен. Что делать с этими мини-фестивалями? Нужно ли их «разводить»? Мы пробовали разное.

Кадр из фильма «Натурщица»,
режиссер Фернандо Труэба

Например, на какое-то время отказались от документального кино, решив, что фестивалей неигровых фильмов и так много. Но зрители нас убедили, что такая программа нужна. Отказаться от игрового конкурса мы не можем по политическим причинам – именно он позволяет нам находиться в классе главных фестивалей мира. Мы не самые первые, но и не самые последние, где-то во второй пятерке. Сейчас убрали «Перспективы», и не уверен, что мы поступили правильно. Время покажет.


– Какой фильм ММКФ вы рекомендовали бы всем зрителям?

– Думаю, что фильма «для всех» мы не найдем. Хотя бы потому, что зарубежное кино у нас почти все идет как «18+». Но если что-то рекомендовать, то картину «Художник и натурщица» Фернандо Труэбы. Это трогательная и в то же время философская притча о творчестве. Она идет вне конкурса, в программе «Секс, еда, культура, смерть». Не пропустите.