Петр Шепотинник: «Режиссеры, которых когда-то отметили на ММКФ, возвращаются сюда снова»

Режиссер, киновед и многолетний директор по связям с общественностью Московских кинофестивалей Петр Шепотинник объясняет, за что авторы и зрители любят ММКФ.

Петр Шепотинник. Режиссер, публицист, киновед. Ведущий телепрограммы «Кинескоп», автор многочисленных документальных фильмов о кинематографистах. Самые популярные – «После Тарковского», «Лирика», «Игроки», «Хамдамов на видео». Член академий ТЭФИ и НИКА. Лауреат премии «Золотой Овен», премии кинофестиваля «Белые столбы», обладатель главного приза МКФ в Югославии за лучшую авторскую программу о кино. Многолетний член отборочной комиссии и директор по связям с общественностью ММКФ. Традиционно готовит на фестивале авторскую программу «8 ½ фильмов», в которую входят самые яркие ленты, показанные на фестивалях мира. Эта программа, без преувеличения, одна из наиболее популярных на ММКФ.

– Чем отличается ММКФ от своих собратьев?

– ММКФ уже заработал себе репутацию фестиваля в хорошем смысле слова академичного: он ищет кино не только в будущем, но и в прошлом. Кино надо время от времени пересматривать. То, что когда-то мы видели на ворованных копиях и видеокассетах, появляется сегодня в оцифрованных версиях. ММКФ силен ретроспективами, которые сопровождаются приездом известных гостей и подготовленным научным аппаратом.


– А что из новинок ждет зрителей в программе 35 ММКФ?

– За исключением буквально двух-трех названий, мы покажем все самое новое, свежее из фестивальных лент со всего мира. Хочу особо отметить программу голландского кино. Повод для ее появления на ММКФ – Год Голландии в России, но главное, что Нидерланды в последние годы стали очень заметными на европейской кинокарте. В программе «Малые голландцы» зритель увидит нашумевшие ленты «Дефлорация Евы ван Энд» Микиля Тен Хорна

Кадр из фильма «Героин»,
режиссер Рене Хаувен

и «Одураченные» Пола Верхувена. Будут и мировые премьеры, что очень важно. Например, «Героин», снятый Рене Хаувеном. Хаувен любит ММКФ, участвовал несколько лет назад в конкурсе «Перспективы», он с самого начала хотел отдать свой новый фильм именно нам. И мы бы его взяли даже в конкурс, если бы там уже не было другого голландского фильма. Кстати, характерно, что режиссеры, которых когда-то отметили на нашем фестивале, возвращаются сюда снова. Потому что здесь они нашли понимание, а не высокомерное отношение, как на других смотрах.


– В нынешнем году это, например, испанский режиссер Альберто Мораис?

«Имидж фестиваля так и формируется: ММКФ ловит в свои «сети» режиссеров, которых смог оценить раньше других»


«Больше всего я волнуюсь за дебют Антона Розенберга «Скольжение», как когда-то волновался за «Шапито-шоу» Сергея Лобана»

–Да, его фильм «Волны» два года назад получил приз у нас, а потом еще на десятке фестивалей во всем мире. На 35 ММКФ Мораис снова присутствует в конкурсе с лентой «Портовые ребята». Это очень интересная, не вымученная история, которая разворачивается в практически незнакомой нам Испании – будничной, уставшей от жары, почти лишенной цвета… Имидж фестиваля так и формируется: ММКФ ловит в свои «сети» режиссеров, которых смог оценить раньше других.

– А вот Асгара Фархади, чей фильм «Танцуя в пыли» когда-то награждали на ММКФ, не «удержали». Его последняя лента «Развод Надера и Симин» прогремела не в Москве…

– Неисповедимы пути режиссеров. Свой последний фильмы уже оскароносец Фархади показал в Каннах, следующий, возможно, отдаст нам. Я его там встретил и сказал, что он просто должен поступить именно так. Впрочем, иногда очень крупные режиссеры предлагают нам свои новые ленты для конкурсной программы, а мы их не берем. Так случилось с более чем дискуссионным по содержанию фильмом Габриэле Сальватореса «Сибирское воспитание». Он будет показан на фестивале, но во внеконкурсной программе.


– Какие ленты вы выделите из конкурсных?

– Там все картины очень неслучайные, в том числе российские. Например, будет академичная лента «Роль» большого мастера Константина Лопушанского, который не раз получал у нас призы. И будет дебют Антона Розенберга «Скольжение». За него я волнуюсь больше всего, как когда-то волновался за «Шапито-шоу» Сергея Лобана.

Кадр из фильма «Дефлорация Евы ван Энд»,
режиссер Михил тен Хорн

Отборочная комиссия была потрясена этой лентой, но, включая ее в конкурс, мы не могли представить, как она впишется в концепцию фестиваля и вообще в кинопроцесс. Картина произвела эффект шаровой молнии, хотя наши сомнения во многом оправдались. Мне кажется, то же произойдет со «Скольжением». Но мне не хотелось бы много говорить о конкурсе, потому что в таком разговоре ты волей-неволей расставляешь собственные акценты, а делать это должны зрители и журналисты..


– Как вы относитесь к тому, что победившие в конкурсе фильмы редко выходят в российский прокат? С 2006 года, кажется, не была куплена ни одна из зарубежных картин-победительниц.

– Это не совсем так. Они все равно доходят до российского зрителя. Например, почти всегда к началу Московского кинофестиваля центральные каналы показывают наших лауреатов прошлых лет. Ситуация в прокате постепенно меняется, и я уверен, что многие конкурсные фильмы в кинотеатры попадут.