Сошлись волна и камень: как создавалась картина «Прощание Пушкина с морем»

6.06.2023

Культура

В честь Дня русского языка, он же — день рождения Александра Пушкина, разбираемся, какие секреты хранит самая известная картина Айвазовского из пушкинского цикла.

Как познакомились поэт и художник

Пётр Соколов. «Русский поэт и писатель Александр Пушкин», 1836 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург © Public domain
В 1880–1890-е годы знаменитый маринист Иван Айвазовский был одним из немногих людей в России, лично знакомых, пусть и мимолетно, с Александром Пушкиным. Знакомство поэта с тогда еще начинающим художником состоялось в сентябре 1836 года, когда Александр Сергеевич с Натальей Николаевной посетили выставку в Академии художеств. Получившего золотую медаль Айвазовского представили дорогим гостям: дружеская беседа длилась недолго, но запомнилась маринисту на всю жизнь. Айвазовский так писал о встрече:
«Наш инспектор… представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень меня ласково встретил, спросил, где мои картины. <…> С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…»
Затем была еще одна случайная встреча на улице, а потом — черный день в истории России, роковое 10 февраля 1837 года. Гибель Пушкина поразила девятнадцатилетнего Айвазовского, как и всю образованную часть империи.
После гибели Пушкина художник поддерживал отношения со вдовой поэта: присылал ей картины к праздникам, бывал на даче и даже планировал проиллюстрировать собрание сочинений. Увы, этим планам не было суждено сбыться, но много лет спустя Айвазовский напишет картину, ставшую иллюстрацией к бессмертным пушкинским строкам.

Айвазовский написал Пушкина с самого себя?

Степан Рымаренко. «Портрет Ивана Константиновича Айвазовского», 1846 год, Государственный музей А. С. Пушкина, Москва © Public domain
Все созданные Айвазовским картины с Пушкиным написаны им по памяти либо по прижизненным изображениям поэта: написать Александра Сергеевича с натуры маринист просто не успел. При этом Иван Константинович при изображении поэта вполне мог использовать собственную внешность: современники не раз подмечали его сходство с поэтом.
Пётр Вяземский так писал товарищу перед приездом Айвазовского в Москву:
«Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет еще одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А. С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант, и за сходство…»

Полвека спустя: Айвазовский создает «Прощание Пушкина с морем»

Иван Айвазовский. «Утро в Гурзуфе», 1890-е годы, Самарский областной художественный музей, Самара © Public domain
Отдельные картины так называемого пушкинского цикла Айвазовский писал с конца 1860-х годов: на некоторых из них поэта сложно даже разглядеть среди прибрежных скал и волн. Лишь спустя полвека после последней дуэли Пушкина и через 51 год после знаменательной встречи с поэтом Айвазовский создает самую известную картину цикла — «Прощание Пушкина с морем».

Кто нарисовал Пушкина на картине Айвазовского

Иван Айвазовский, Илья Репин. «Прощание Пушкина с морем», 1877 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург © Public domain
Маринист Айвазовский великолепно рисовал море, но не был мастером в части изображения людей. Задумав монументальное полотно с фигурой поэта на первом плане, он попросил изобразить Пушкина своего друга Илью Репина. «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», — вспоминал Репин. Свою подпись портретист поставил прямо под ногами поэта, а в правом нижнем углу расписался Айвазовский.
Илья Репин. «Пушкин Александр Сергеевич», без авторской даты, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург © Public domain
Среди волн и ветра поэт гордо стоит с непокрытой головой, вглядываясь вдаль и словно отдавая последний поклон стихии. Бурное море бьется о камни, обрушиваясь грохотом волн на берег, порывы ветра вырывают шляпу из рук, но не склоняется фигура поэта. Со временем картина стала восприниматься как иллюстрация к пушкинскому стихотворению 1824 года «К морю»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
В трактовке Айвазовского Пушкин по масштабу равняется его любимой стихии — бурному морю. Сам Айвазовский признавался: «Сюжет картин слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта». Так в одной картине спустя полвека после гибели великого поэта соединились гениальные живопись и литература.
Часто достаточно внимательно вглядеться в картину, чтобы она открыла свои секреты. Приходите в картинные галереи, чтобы увидеть шедевры и открыть для себя новые детали, сюжеты и истории, казалось бы, знакомых произведений. Многие работы Ивана Айвазовского можно увидеть в петербургских Русском музее и Всероссийском музее А. С. Пушкина. Банк ВТБ сотрудничает с этими культурными институциями и поддерживает их проекты.