Название ранней картины Клода Моне дало имя новому направлению в живописи, а сам художник прославился изображениями «стихийной мимолетности жизни». Ко дню рождения великого импрессиониста вспоминаем его известные картины.
Как все начиналось: «Впечатление. Восход солнца»
Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца», 1872 год, Музей Мармоттан-Моне, Париж © Public domain
В 1874 году в Париже готовили выставку картин для Салона отверженных. Составлявший каталог Эдмон Ренуар, брат Огюста, устал от однообразных названий Моне и попросил художника придумать что-то особенное для очередной картины — на ней был изображен вид портового Гавра на рассвете. Моне не растерялся: «Пусть будет „Впечатление. Восход солнца“». На французском это пишется так: Impression. Soleil levant.
Через десять дней после открытия выставки арт-критик Луи Леруа язвительно прошелся по творчеству опередивших время художников. Особенно досталось «Впечатлению» Моне. Вот что он написал на страницах газеты Le Charivari:
«Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Не могло здесь не быть впечатления! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!»
С легкой руки критика, озаглавившего статью «Выставка импрессионистов», новое течение в живописи стали называть импрессионизмом.
Что скрывает импрессионизм Моне: «Я хочу уловить мгновенность…»
Клод Моне. «Сирень на солнце», 1872–1873 годы, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва © Public domain
Импрессионисты стремились передать на холсте не столько реальность, сколько свои впечатления и эмоции от увиденного. От академической раскраски формы они перешли к лепке цветом: четкость линий исчезает, уступая место цветовым пятнам.
«Я хочу уловить мгновенность: атмосферу и свет, разлитый в ней», — признавался художник. Моне стремился запечатлеть изменчивость состояний природы и мира, свое непосредственное впечатление от выхваченного из жизни мгновения. Характерная особенность живописи Моне — отсутствие контуров и яркие цветовые пятна, обретающие форму только на некотором расстоянии от картины. Он уделял много внимания передаче свето-воздушной среды: вибрация отдельных мазков, рождающая ощущение движения — отличительная черта картин художника.
«Бульвар Капуцинок в Париже»: бесчисленные черные пятнышки
Клод Моне. «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва © Public domain
На той же выставке 1874 года, впоследствии названной первой выставкой импрессионистов, Моне представил «Бульвар Капуцинок в Париже». Картина написана с балкона студии фотографа Надара, где проходила выставка. Луи Леруа вид на бульвар привел в исступление:
«Выходит дело, и я похож на такое же черное пятно, когда прогуливаюсь по бульвару Капуцинок? Гром и молния! Вы что же, надо мной издеваетесь? ⟨…⟩ Да вы знаете, в какой технике выполнены эти пятна? В той же самой, что используют маляры, когда подновляют облицовку фонтанов! Шлеп! Блям! Бум! Как легло, так и легло! Это неслыханно! Это ужасно!»
Моне важнее передать ощущение движения, а не с фотографической точностью перенести вид на холст. Фигуры мужчин на балконе срезаны, а прохожие набросаны буквально несколькими мазками. Перспектива бульвара искажена, композиция резко обрывается, а мелкий свободный мазок передает мельчайшие колебания воздуха и легкой дымки.
«Завтрак на траве»: в тени скандала
Клод Моне. «Завтрак на траве», 1866 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва © Public domain
Замысел этой картины родился у Моне благодаря одноименной работе Эдуарда Мане, в 1863 году вызвавшей скандал на Салоне отверженных. В отличие от предшественника, Моне собирался поразить публику изображением не обнаженной натуры, а игрой света и тени на лицах, одежде, траве и листьях. Главный герой картины — не один из двенадцати участников пикника, а солнечный свет, который пробивается сквозь густые кроны деревьев, ложится бликами на белую скатерть и платья и загорается множеством оттенков.
Моне задумал создать огромное по размерам произведение, четыре на шесть метров. Одновременно с ним он пишет уменьшенный вариант картины — именно его можно увидеть в Пушкинском музее. Судьба же оригинала трагична: Моне оставил холст в залог хозяину квартиры, который хранил картину в подвале. Пострадавший от сырости шедевр пришлось разрезать, до наших дней сохранилось лишь два фрагмента, представленных в Музее д’Орсе.
«Стог сена в Живерни»: первое явление будущей серии
Клод Моне. «Стог сена в Живерни», 1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
В 1883 году Моне поселился в коммуне Живерни. В природе Нормандии он нашел множество сюжетов и мотивов, ставших основой для серий картин. В частности, серия со стогами сена состоит из 31 картины, изображающей главный предмет в разное время дня, года и при разных погодных условиях. Значимость фиксации оттенков состояний природы проявляется даже в дополнениях к названиям картин: «эффект утра», «пасмурная погода», «эффект инея», «солнечная погода», «солнце в тумане», «яркое солнце», «последние лучи солнца».
Эрмитажная картина «Стог сена в Живерни» — одно из первых изображений стога в творчестве Моне. Серия будет написана на несколько лет позже, а пока художник с присущей ему виртуозностью мелкими мазками изображает и маковое поле, и фермерские дома на границе леса. Цветы словно стелются под порывами ветра, а эффект пасмурной погоды передается светлыми оттенками чистых красок.
Лондон, туман, свет: «Мост Ватерлоо»
Клод Моне. «Мост Ватерлоо. Эффект тумана», 1903 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Знаменитые лондонские туманы привлекали Моне эффектами зыбкой световоздушной среды и сложнейшими цветовыми нюансами, мерцающими в переливах света. Работу над эрмитажной картиной художник начал в Лондоне, в отеле «Савой» — из окон номера открывался прекрасный вид на Темзу, — а заканчивал в Живерни. Стихия тумана, за которой лишь смутно угадываются очертания старого моста, чадящих фабричных труб и плывущих по реке лодок, полностью захватывает Моне игрой света и тени.
Встреченный насмешками на первых выставках, Клод Моне и названное в честь его картины направление в живописи добились признания во всем мире. Сегодня его картины оцениваются в десятки и сотни миллионов долларов. Увидеть вживую шедевры мастера можно и в России — в Эрмитаже и Пушкинском музее. Банк ВТБ является многолетним партнером этих музеев и помогает им организовывать масштабные выставки и просветительские мероприятия.