Шедевры Карла Брюллова

27.12.2022

Культура

0
В судьбе художника прижизненное признание — большая редкость. Такой подарок судьбы получили немногие, но Карл Брюллов — в их числе. Чтобы посмотреть на его работы, в Рим съезжался весь европейский свет, Николай I лично просил художника приехать в Россию, а педагоги увидели в нем одаренность еще до первых живописных картин. Ко дню рождения Брюллова выясним, какие его работы и почему так нравились современникам.

«Нарцисс, смотрящийся в воду»: первая крупная работа

Карл Брюллов. «Нарцисс, смотрящийся в воду», 1819 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
С раннего детства Карл оттачивал технику рисунка под надзором отца-скульптора. Будучи студентом Императорской Академии искусств, Брюллов с легкостью выполнял все задания и рано получил возможность писать собственные произведения, а не только копировать работы педагогов. В 1819 году Брюллов, как и его сокурсники, получил очередное задание — изобразить полулежащего натурщика. Художник решил доработать зарисовку и создал на ее основе картину «Нарцисс, смотрящийся в воду». Основные черты натурщика в Нарциссе, конечно, отразились, но его портрет художник дополнил пейзажем и образом Амура. За такое творчество Брюллов получил малую золотую медаль. Нарцисс — герой древнегреческой мифологии. Однажды на охоте, наклонившись к воде, чтобы утолить жажду, он впервые увидел свое отражение. Оно заворожило юношу. Нарцисс не смог расстаться с этим прекрасным образом и умер от тоски. Боги превратили бездыханное тело юноши в цветок, который получил его имя. Этот сюжет впервые отразил любимую тему Брюллова — взаимодействие человека с природой.

«Последний день Помпеи»: трагедия античного мира

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1833 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
После успешного окончания Академии Карл Брюллов отправился в Италию. В этот период он посетил развалины города Помпеи, погибшего при извержении Везувия в 79 году нашей эры. Так началась история главного шедевра в жизни Брюллова. Картина «Последний день Помпеи» написана по всем академическим правилам. Действующие лица разбиты на отдельные группы и расположены в соответствии с композиционным равновесием. У каждой группы своя трагичная история: сыновья несут на руках немощного отца, юноша склоняется над телом умершей возлюбленной, мужчина закрывает плащом свою семью в надежде на спасение. Среди этих напуганных фигур Брюллов изображает и себя: художник, который в момент беды спасает самое важное — кисти и краски.
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (детали картины), 1833 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Однако эта картина — не просто иллюстрация буйства стихии и трагедии Помпей. Она — символ кардинальных изменений: общество выходило из старого языческого мира и вступало в новую христианскую цивилизацию.Так, спасаясь от ужасов мира, с полотна убегает языческий жрец. В его руках топорик, кувшин и треножник — все, что нужно для жертвоприношения. Но даже он бежит от смерти, так же, как и все. И только один герой будто входит в картину, готовый к бедствию. Это христианский проповедник с крестом на груди и кадильницей в руках, изображенный в левой части картины. Он готов построить на руинах новый мир и спасти всех от ценностей темного времени.
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (детали картины), 1833 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
В центре композиции женщина с ребенком, сброшенная с римской колесницы. Это тоже символ падения старых порядков: даже величие Римской империи ее не спасло. Она мертва, а рядом с ее телом лежит младенец, тянущий руки к матери. Искусствовед Галина Леонтьева заметила, что разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обреченный самой историей на гибель античный мир».
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (детали картины), 1833 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Картина имела огромный успех. Многие приезжали в римскую мастерскую Брюллова только ради того, чтобы увидеть шедевр. Среди таких посетителей был, например, Вальтер Скотт. Позже полотно выставляли во Франции, потом в России, и везде — восторженные отзывы зрителей. Николай Гоголь назвал картину «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии».

«Всадница»: заказ от возлюбленной

Карл Брюллов. «Всадница», 1832 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
В Италии Брюллов познакомился с русской графиней и покровительницей искусств — Юлией Самойловой. На долгие годы они оказались связаны близкими и деловыми отношениями: она была его музой, натурщицей и спонсором. Как раз в этот период создавался «Последний день Помпеи», поэтому на полотне можно отыскать сразу несколько изображений возлюбленной Брюллова. Как раз Юлия Самойлова заказала у живописца картину «Всадница». Долгие годы искусствоведы ошибочно полагали, что она сама позировала для центральной фигуры наездницы. Поводом для такого предположения была надпись Samoylo…, сделанная художником на ошейнике одной из собак. Но на самом деле на картине изображены сестры Джованнина и Амацилия Пачини — падчерицы Самойловой. В центре композиции — молодая девушка, грациозно восседающая на вороном коне. Слева от нее — нарядно одетая девочка. Она с восхищением смотрит на старшую подругу. Ее руки будто готовы к аплодисментам. У ног ребенка сидит маленькая левретка. Эти собаки были признаком богатства и статусности. Все на картине бурлит и беспокоится: девочка с горящими глазами, лохматый спаниель и даже кроны деревьев, согнутые сильным ветром. Спокойна только сама наездница. А ведь это она несколько мгновений назад резко прервала бег и остановила разгоряченного коня.

«Итальянское утро» и «Итальянский полдень»: «неэталонная» красота

Карл Брюллов. «Итальянское утро», 1823 год, Кунстхалле Киля, Киль © Public Domain
«Итальянское утро» Брюллов написал для Российского общества поощрения художников. Те отправили работу в дар Александре Федоровне, супруге Николая I. Восхищенная императорская чета приняла подарок и попросила написать еще одну, парную картину. Так возник «Итальянский полдень». Вторая картина не понравилась заказчикам. Собирающая виноград девушка с округлыми линиями лица и тела показалась критикам далекой от классических идеалов и изящества. Они писали:
«Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».
Карл Брюллов. «Итальянский полдень», 1827 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Брюллов сознательно отошел от «каноничной» красоты в парной картине. Героиня «Итальянского утра» идеальна. А на полотне «Итальянский полдень» художник хотел изобразить другую красоту — народную. В ответ на критику он написал: «Художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй». После этого инцидента Карл Брюллов разорвал отношения с Обществом поощрения художников.
Из-под кисти Карла Брюллова вышли шедевры мирового уровня. Каждый из них можно рассматривать часами. Познакомиться с работами художника ближе можно в Третьяковской галерее и Русском музее. Их развитие поддерживает Банк ВТБ.