24 окт 2022

«Русские сезоны» Сергея Дягилева

Как русское искусство получило мировое имя

В этом году отмечают 150 лет со дня рождения Сергея Дягилева. Вспоминаем интересные факты из его жизни, легендарные «Русские сезоны» и рассказываем, что придумали музеи к юбилею маэстро.


Сергей Дягилев — театральный гений

01_«Русские сезоны» Сергея Дягилева
Лев Бакст. «Портрет Сергея Дягилева с няней», 1906 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Дягилев родился в Новгородской губернии в 1872 году. Он с детства увлекался музыкой и театром. Есть интересная семейная легенда о его первом сценическом опыте. В пять лет он получил главную роль в домашнем спектакле «Мальчик-с-пальчик». Во время репетиций Дягилев совсем не боялся главного злодея — Людоеда, которого играл его дядя. Но когда на премьере дядя появился с накладными бородой и усами, мальчик испугался и убежал в слезах. С тех пор Дягилев ни разу не выходил на сцену.

Сергей Дягилев учился в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете. Параллельно обучался музыке в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова. Юристом никогда не работал, зато через семь месяцев после окончания университета он организовал первую выставку картин. Так начинался его путь импресарио. Вначале Дягилева увлекли живопись и скульптура, затем музыка и собственные театральные постановки.

Дягилев гениально управлял театром, труппа уважала и ценила его, но при этом боялась. Говорили, что он выжимал из артистов все силы, а оплату давал неохотно. В личной жизни он тоже был непрост. Он любил своих фаворитов — Вацлава Нижинского, Бориса Кохно и прочих, — но был ревнив и порою жесток. Не прощал обид и даже ограничивал их общение с другими.

02_«Русские сезоны» Сергея Дягилева
Сергей Дягилев (справа) и Вацлав Нижинский (слева) в Ницце. Фотография 1911 года © Public Domain

Дягилев говорил о себе так: «Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармёр, в-третьих — большой нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, я кажется нашел мое настоящее значение — меценатство. Все данные кроме денег — mais ça viendra (но это придет)».

Несмотря на всю сложность нрава, а может, и благодаря ей, Дягилев был гениальным организатором зрелищ. Важный его вклад в искусство — международные гастроли «Русские сезоны».


«Русские сезоны» — феномен русского искусства

03_«Русские сезоны» Сергея Дягилева
Жан де Стрелецки. Фотография Сергея Дягилева, 1910 год © Public Domain

«Русские сезоны» — популярные театральные гастроли под руководством Дягилева. Через балет и оперу он рассказывал странам Америки и Европы о русской культуре и ее традициях.

В 1906 году Сергей Дягилев организовал выставку русских художников на Осеннем салоне в Париже. Он показал картины Константина Сомова, Мстислава Добужинского, Валентина Серова и Льва Бакста. Потом эти авторы занимались оформлением большей части балетов «Русских сезонов».

В 1907 году Дягилев устроил «Исторические русские концерты». А год спустя он презентовал «Русские сезоны», гвоздем программы которых стала опера «Борис Годунов». Он хотел показать иностранцам настоящую Русь и ради воссоздания духа эпохи ходил по барахолкам в поисках старинных предметов быта.

Публика была в восторге от оперы и долго не отпускала артистов со сцены. Фёдор Шаляпин, который исполнял главную роль, рассказывал, что зрители: «…кричали, обнимали нас, выражали свои благодарности артистам, хору, дирижеру, дирекции».

На вторые «Русские сезоны» Дягилев решил готовить балеты. Государство выделило субсидии для этой задумки, разрешило использовать театр «Эрмитаж» для репетиций и декорации из Мариинского театра для гастролей.

Но потом Сергей поссорился с балериной Матильдой Кшесинской, и та, использовав связи при дворе, лишила Дягилева поддержки. На выручку пришла мадам Серт — пианистка из Парижа. Она помогла с арендой и обустройством театра Шатле для репетиций. В тот год Дягилев привез в Париж пять балетов: «Клеопатру», «Половецкие пляски», «Пир», «Сильфиду» и «Павильон Армиды». Декорациями занимались Лев Бакст, Александр Бенуа и Николай Рерих. А Валентин Серов нарисовал ставшую символом «Русских сезонов» афишу — воздушную балерину Анну Павлову на голубом фоне. Вот она:

04_«Русские сезоны» Сергея Дягилева
Валентин Серов. Плакат «Анна Павлова. Театр Шатле. Русский сезон», 1909 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

«Русские сезоны» стали ежегодным мероприятием, артисты быстро становились популярными. Например, в 1910 году молодой композитор Игорь Стравинский написал музыку к балету «Жар-птица» — и после премьеры его имя знала вся Европа.

А еще в «Русских сезонах» участвовали иностранные деятели. Так, в 1917 году декорации и костюмы для балета «Парад» создавал Пабло Пикассо, который еще пять раз сотрудничал с Дягилевым. В 1921 году в постановки вложила деньги Коко Шанель, а несколько лет спустя она участвовала в создании костюмов.

В 1929 году Сергей Дягилев скончался. Тогда же закончились и «Русские сезоны». Они оставили яркий след в истории культуры и дали возможность многим артистам заявить о себе. Благодаря «Русским сезонам» мир знает Стравинского и Павлову, а еще — Джорджа Баланчина, Тамару Карсавину, Иду Рубинштейн, Веру Фокину и других.


Выставки про Дягилева, на которые можно сходить

05_«Русские сезоны» Сергея Дягилева
Валентин Серов. «Портрет Сергея Дягилева», 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

К юбилею Дягилева крупные российские музеи подготовили выставки, посвященные его жизни и работе.

В Третьяковской галерее в Москве с 4 октября 2022 по 5 февраля 2023 проходит выставка «Дягилев. Генеральная репетиция». Название выбрано неспроста. Руководство музея планирует открыть в Новой Третьяковке зал, посвященный Дягилеву. А это что-то вроде репетиции зала.

В экспозиции Третьяковки собраны эскизы декораций для постановок «Русских сезонов», фотографии репетиций и спектаклей, портреты хореографов, оригинальные костюмы. А еще там есть настоящие декорации к балету «Половецкие пляски», которые стояли на сцене парижского театра Шатле в 1909 году.

В Шереметевском дворце, филиале Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, с 18 ноября 2022 по 16 апреля 2023 пройдет выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева». Эта выставка посвящена сопоставлению двух культурных феноменов — петербургского стиля и венецианского сеттеченто. Сквозь призму пересечения художественных судеб можно разглядеть и прочувствовать эпоху 1910-х годов.

Выставки проходят при поддержке генерального спонсора — банка ВТБ. В рамках программы «Культурная страна» банк помогает организовывать масштабные мероприятия в российских музеях и театрах и сохраняет культурное наследие страны.