Русские художники в театре

29.05.2023

Культура

Покорившие мир костюмы и декорации с ювелирной точностью

Выразительные, но не чрезмерные декорации, красивые, но удобные костюмы — все это задачи театрального художника-оформителя. Вспомним, кто создавал легендарные образы для русского театра эпохи дягилевских Русских сезонов, и отследим их путь от живописцев до декораторов.

Михаил Врубель: в театр только по любви

Михаил Врубель. «Город Леденец». Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане», 1900 год © Public domain
Михаила Врубеля в театр привела любовь. Только она сумела оторвать его от обожаемых «Демонов» и обратить внимание на русскую сценическую сказку. Врубель увидел будущую возлюбленную — Надежду Забелу — на репетициях Частной оперы Саввы Мамонтова. Она играла роль Гретель в опере «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка. Художник влюбился в нее мгновенно. Их яркую влюбленность современники называли безумной связью, но она вылилась в плодотворный, хотя и недолгий союз.
Михаил Врубель. «Пленные печенеги». Эскиз костюма к опере А. Н. Серова «Рогнеда», 1896 год, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» © Public domain
После женитьбы Врубеля поглотил театральный мир Надежды. Она много выступала, а он шил для нее костюмы, готовил декорации и писал сценические портреты. Самый известный из них — «Царевна Лебедь». Картина написана по мотивам партии, исполненной Надеждой в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Михаил Врубель. «Царевна Лебедь» (фрагмент), 1900 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Надежда Забела особенно любила музыку Римского-Корсакова и приобщила к ней Врубеля. Сказочность его произведений повлияла на творчество художника. Врубель начал писать свой «Сказочный цикл»: так появились «Пан», «Богатырь», «Прощание царя морского с царевной Волховой». В это же время художник создавал декорации и костюмы к операм Римского-Корсакова и писал композитору: «Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду».

Лев Бакст: французская мода из русского балета

Лев Бакст. Эскиз декорации к опере «Борис Годунов», 1913 год © Public domain
Творчество театрального художника и сценографа Льва Бакста расцвело в период бешеной популярности Русских сезонов Сергея Дягилева. Яркий и новаторский русский балет поразил европейскую публику. Эмоциональности и выразительности ему добавили костюмы и декорации Бакста.
Лев Бакст был среди художников-реформаторов, которые не боялись выступать против академических традиций живописи. Вместе с устроителем хореографической революции Михаилом Фокиным они сделали русский сценический стиль не просто узнаваемым, а модным. Весь парижский свет искал наряды а-ля Русские сезоны. Бакст даже мечтал открыть свой дом моды.
Лев Бакст. «Саломея». Эскиз костюма к пьесе Оскара Уайльда «Саломея», 1908 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Костюмы Бакста были дерзкими, колоритными: яркие восточные шаровары в «Шехеразаде», русские народные мотивы «Жар-птицы» и античные орнаменты «Нарцисса». Все это часто дополнялось тонкой эротикой — прозрачными и летящими тканями. Он соединил в единое целое разрозненные декорации, костюмы, сюжет и движение. Его декорации были фоном, создающим эмоциональную атмосферу действия, а костюмы подчеркивали пластику актеров во время танца.
Лев Бакст. Эскиз костюма для Вацлава Нижинского в роли китайского танцора в дивертисменте «Ориенталии», 1917 год, Художественный музей МакНей, Сан-Антонио © Public domain
Сам Бакст замечал:
«Я говорю „до свидания“ старым декорациям, оторванным от спектакля, костюмам, созданным старыми портнихами; всему, что превращает театральную постановку в коллекцию маленьких впечатлений без той уникальной простоты, исходящей от истинного произведения искусства».

Александр Бенуа: не менее театральный человек, чем Станиславский

Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету «Жизель», 1910 год, частная коллекция © Public domain
По мнению Игоря Грабаря, «самым театральным человеком» русской живописи был Александр Бенуа. Он стремился вывести на сцену мастерство современного искусства, отойти от ремесленных декораций-фонов. Художник видел свою главную роль в создании на сцене замкнутого микромира.
Карьеру театрального художника Бенуа начал еще в 1900 году с оперы «Месть амура» в Эрмитажном театре. Но настоящая популярность пришла к нему вместе с Русскими сезонами Дягилева. Художник оформлял балеты «Сильфида», «Жизель», «Соловей». Вершина его мастерства — декорации и костюмы к балету Игоря Стравинского «Петрушка». Александра Бенуа можно назвать соавтором спектакля: он не только был художником-оформителем, но и автором либретто и постановщиком.
Александр Бенуа. Эскиз декорации для балета «Петрушка», 1921 год, Музей Большого академического театра России, Москва © Public domain
Главной особенностью театрального искусства Бенуа было умение воссоздавать любые эпохи, настроения и национальные колориты. Он был особенно внимателен к историческим деталям: его декорации и костюмы — настоящий стоп-кадр из прошлого. Например, в «Павильоне Армиды» Бенуа создал исторически точную картину французского Версаля.
Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету «Павильон Армиды», 1907 год © Public domain
После Русских сезонов Бенуа много работал со Станиславским в Московском художественном театре. Великий педагог и театральный режиссер писал о нем так:
«Бенуа оказался очаровательным. Он слушает, охотно идет на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Он прекрасный режиссер-психолог и великолепно и сразу схватил все наши приемы и увлекся ими».
Среди русских живописцев еще немало тех, кого также влекла театральная сцена. Тем более что Русские сезоны Сергея Дягилева превратили русский театр в писк европейской моды. А произошло это не без помощи художников-декораторов. Их колоритные костюмы и живописные декорации оживляли на сцене любой образ, от «Шехеразады» до «Петрушки». Познакомиться поближе с творчеством этих художников можно в Третьяковской галерее, Русском музее или Музее музыкального и театрального искусства. Банк ВТБ выступает партнером этих музеев и поддерживает их культурные проекты.