Шесть причин идти на выставку «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное 1895—2019 годы»

11 сентября 2020

Главная экспозиция Cеверной столицы 2020 года

Первая большая посткарантинная выставка Русского музея — основательная и со множеством интересных деталей. «Дарами» открылись Корпус Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Строгановский и Мраморный дворцы, всего в выставке участвует более полутора тысяч экспонатов. Как принято в Русском музее, здесь нет ярких спецэффектов, превращающих экспозицию в аттракцион, но очень может быть, что после месяцев самоизоляции вам нужно именно это. Итак, почему стоит идти в ГРМ смотреть «Дары».

 

01_Шесть причин идти на выставку «Художники и коллекционеры — Русскому музею
«Древний ужас», Лев Бакст, 1909 год

Камерность

Да-да, несмотря на заявленный масштаб. Дело в том, что под временную выставку на каждой площадке отведено определенное количество залов. То есть вам не придется гулять по музею утомительно долго, если вы взяли билет только на одну площадку. Например, в Михайловском (Инженерном) замке показывают древнерусское искусство, живопись и графику XVIII — первой половины XIX века, в Корпусе Бенуа — живопись, графику и скульптуру второй половины XIX — первой половины XX века, в Мраморном дворце много работ современников (вторая половина XX — XXI век), в Строгановском — графика, декоративно-прикладное и народное искусство. Можно выбрать, что интереснее, и сфокусироваться на этом периоде. Сейчас ходить в музеи положено в маске, в Русском музее также продумали маршрут и расчертили полы стрелочками, чтобы потоки гостей не пересекались, но на этом неудобства заканчиваются. В условиях пандемии и закрытых границ в залах гораздо меньше людей, чем могло быть, — это редкий случай, когда можно в светлое время года, пока в Петербурге еще достаточно солнца, погулять по Русскому музею в тишине. Конечно, малолюдность тоже работает на камерную обстановку. 

 

02_Шесть причин идти на выставку «Художники и коллекционеры — Русскому музею
«У дверей мечети», Василий Верещагин, 1873 год

Комплексность

Если вы не часто бываете в Русском музее и пропустили несколько знаковых выставок последних лет, но хотите наверстать упущенное — «Дары» дают вам шанс. Здесь есть работы Василия Верещагина, монографическая выставка которого была несколько лет назад, произведения Константина Сомова, Генриха Семирадского, которым музей тоже посвятил ретроспективы. Понятно, что отдельные вещи не заменят персональных выставок, но «Дары» показывают лучшие произведения из собрания Русского музея. Помимо серьезного мастеровитого Верещагина, здесь есть, например, очаровательный портрет Екатерины II в чепце, гуляющей с собачкой: «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» Владимира Боровиковского. Знакомые вещи из постоянной экспозиции, оставшиеся в залах и отмеченные там специальными знаками, перекликаются с менее известными. 

 

03_Шесть причин идти на выставку «Художники и коллекционеры — Русскому музею
«Голова крестьянина», Казимир Малевич, 1928-1929

Жизнь коллекции

Как и положено юбилейной выставке, «Дары» фокусируются на внутренней жизни музея, обнажая порядок поступлений, саму механику формирования коллекции. Обычно зрителю кажется естественным, что в музее собраны знаковые работы крупных художников, но как они попали в собрание? По экспликациям к «Дарам» очевидно, как много сделали и продолжают делать для музея обычные люди. Понятно, что древнерусская живопись, иконопись, жанровые сцены и тем более крупные вещи вроде «Последнего дня Помпеи» — это подарки императорской семьи и состоятельных аристократов. Но если смотреть XX век, то здесь куда меньше громких имен. Например, широко известна история сохранения наследия Павла Филонова, умершего в блокадном Ленинграде: его работы сохранила и передала в Русский музей сестра художника. Музейщики не устают говорить спасибо вдовам художников, которые сохраняли и дарили наследие мужей ГРМ. Дарили музею и многие сотрудники: Наталья Тарановская, Ирина Богуславская, Елена Иванова и другие. Дарят и многие художники, хотя музею хотелось бы иметь возможность выбирать и приобретать.

 

04_Шесть причин идти на выставку «Художники и коллекционеры — Русскому музею
«Портрет Елены Александровны Шохор-Троцкой», Георгий Верейский, 1922 год

Уникальные вещи, которые нечасто выставляют

Возможность увидеть в музейных залах единичные произведения, обычно не экспонируемые в таком объеме, — едва ли не главная причина пойти смотреть «Дары». Ведь, помимо крупных полотен вроде «Садко» и «Последнего дня Помпеи» и императорских подарков, были куда менее масштабные работы, успевшие прожить отдельную жизнь в семье заказчиков. Таких произведений много в Михайловском замке. Это, например, портрет поэта Аполлона Александровича Майкова, написанный его сыном Николаем Майковым за два года до смерти отца. Семидесятипятилетний мужчина написан с любовью, черные волосы похожи не на стариковские редкие пряди, а на взбалмошную укладку модника и денди. Есть прекрасная работа Николая Аргунова: «Портрет Ивана Васильевича Варгина, брата подрядчика и фабриканта В. В. Варгина». Здесь речь не только и не столько о техническом исполнении, сколько о характере героя — это не идеализированный парадный портрет, нагруженный атрибутами процветания, а актуальный характер. Полуулыбка, легкая хитринка в глазах, фокус на характере (фон и одежда — максимально нейтральные) — это качества тонкой вневременной работы, за счет которых портрет выглядит современно. 

В этой галерее портретов есть и фактурные исторические типажи. Например, «Портрет купца» Григория Угрюмова, «Портрет польского шляхтича» Александра Орловского и его же «Портрет перса». Здесь же — работы Павла Федотова («Портрет Сергея Сергеевича Крылова» и его жены Марии Ивановны), портрет Николая Гоголя кисти Александра Иванова. Гоголевский портрет – ну очень компактный – музею подарила Мария Федоровна, супруга Александра III. В общем, по залам можно ходить с лекциями по истории России в наушниках и узнавать персонажей, как написали бы консервативные авторы — сословия. И в целом это скромный по объему, но прицельный портрет определенных кругов конца XVIII — начала XIX века. Особенно ценно, что они даны не на монументальном историческом фоне (как это было, например, на эрмитажной выставке, посвященной Григорию Потемкину), а в довольно интимном формате, «ближе к зрителю». 

 

05_Шесть причин идти на выставку «Художники и коллекционеры — Русскому музею
«Парижанка» (фрагмент), Климент Редько, 1931 год

Открытие неочевидного

После упомянутых масштабных выставок популярных художников у зрителя может сложиться впечатление исключительности их работы над определенной темой. Взять того же Василия Верещагина — сейчас, после больших выставок в Москве и Петербурге, его почитают чуть ли не как единственного русского баталиста с оттенком среднеазиатского «ориентализма». Между тем Русский музей показывает, например, работы князя Григория Гагарина «В мечети во время праздника Рамазана в Эривани», «Джигитовка курдов и татар перед крепостью Сардар-аббат в Армении», и оказывается, что не только Верещагина интересовал приграничный колорит Российской империи. Хотя Гагарин, конечно, работал много раньше, и в его случае речь не про пацифистский посыл, а скорее про любопытство и бытописательство. Работы художника-любителя подарила Русскому музею его вдова в конце XIX века, так что в ГРМ целый корпус гагаринских вещей, а выставка «даров» — хороший повод их показать. Как и других любителей — например, на выставке есть тонкая, нежная живопись Варвары Чихачевой, художницы первой половины XIX века. Это «Детская», небольшая живописная работа с воздушным камерным интерьером. Такой подход — давать в музейных залах место любителям — можно легко и уверенно раскритиковать, напомнив о «планке» музейного собрания, его качестве, но актуальнее — понять и принять. Сейчас понятие «профессиональный художник» уже звучит консервативно, и показ любителей из позапрошлого века отчасти легитимирует любительство нынешнее. 

Неочевидными могут стать и просто редко экспонируемые вещи — например, в Корпусе Бенуа сейчас показывают живопись авангардиста Климента Редько (подаренную музею его вдовой). Сложно вспомнить, когда ту же «Парижанку» доставали из фонда до этого, и неясно, когда выставят в следующий раз, так что любителям вживую смотреть живопись 1920-/1930-х годов стоит обратить внимание на «Дары» в Корпусе Бенуа. 

 

06_Шесть причин идти на выставку «Художники и коллекционеры — Русскому музею
«Девочка с бидоном», Борис Григорьев, 1917 год

Репрезентация вкусов

Проследив поступления, можно составить картину вкусов дарителей (от императора до промышленников-меценатов). До определенного момента все художники были теснейше связаны с Академией, а та — с высочайшими вкусами, так что в этом контексте легко проследить, кто из мастеров в разное время «шел против системы». Судя по выставке, всегда в почете были характерные многофигурные сценки: «Неравный брак» Акима Корнеева, «Поздравление молодых в доме помещика» Григория Мясоедова, «Отец благословляет дочь на брак в присутствии родных» Алексея Чернышева. Нельзя не заметить, что пристрастие к фигуративной повествовательной живописи сегодня скорее массовый вкус, которым обусловлена популярность выставок художников XIX века. Здесь можно сделать выводы о национальном стиле русской живописи, об общности «верхов» и «низов», но сама логика выставки к этому не подводит. Может, и к лучшему. 

Для справки

Дружба ВТБ и Русского музея началась в 2002 году. За 18 лет сотрудничества банк поддержал множество ключевых проектов ГРМ. Среди них: выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина, а также масштабный проект «Экспрессионизм в русском искусстве». В 2020 году при поддержке банка в музее была подготовлена к показу выставка «Художники и коллекционеры. К 125-летию Русского музея. Дары. Избранное 1895—2019 годы».


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

31 августа 2020

<p>Директор ГМИИ имени А.С. Пушкина — о самых интересных культурных событиях осени</p>
«Культурный дайджест» Марины Лошак: осень 2020

Директор ГМИИ имени А.С. Пушкина — о самых интересных культурных событиях осени

6 июля 2020

<p>Собрание, прошедшее через войны и революции</p>
Русский музей: история коллекции

Собрание, прошедшее через войны и революции

2 апреля 2020

<p>Давайте разберемся, как хорошо вы разбираетесь в жанрах живописи</p> Стаффаж или аллегория? Непростой тест на знание художественного искусства

Давайте разберемся, как хорошо вы разбираетесь в жанрах живописи

Все новости