Садовое кольцо
Утром 6 июня, в день рождения Пушкина, в Михайловском саду Петербурга пахло свежескошенной травой. Ловко управляя газонокосилкой, садовник выстригал на большой лужайке перед Михайловским дворцом экологичный британский флаг. Участники садового смотра прихорашивали свои произведения – мини-сады, или, проще говоря, затейливые клумбы.
Ровно в полдень под звуки шотландских волынщиков торжественно открылся VII Международный фестиваль ландшафтного искусства «Императорские сады России», который поддерживает банк ВТБ.
Символы Британии – от королевы Елизаветы, «Битлз» и колеса обозрения «Глаз Лондона» до мистера Бина и нынешнего «агента 007» Дэниела Крейга – появились в саду не случайно. Фестиваль включен в официальную программу российско-британского перекрестного Года культуры и проходит под патронажем принцессы Кентской Марии-Кристины и губернатора Петербурга Георгия Полтавченко.
В принципе Михайловский сад и так английский по форме – то есть планировка его достаточно свободная и несимметричная. В отличие от находящегося рядом Летнего сада, который после реконструкции стал вполне французским – каким, кстати, и задумывался. Впрочем, понятия «английского», «французского», «итальянского» сада сегодня достаточно условны. Так считает один из участников конкурса, директор королевского замка Амбуаз во Франции Жан-Луи Сюро. По его мнению, когда мы говорим о садах как об одном из высших достижений европейской цивилизации, символе рая, здесь не может быть места национализму. Поэтому неправильно говорить о чисто «французском» или «русском» саде – все большие европейские культуры имеют друг на друга заметное влияние, это понятия взаимосвязанные, закольцованные.
На выставке в Михайловском саду представлены садовые композиции для глухих и для слабовидящих.
Взять, к примеру, собственную композицию Сюро, «Эфемерный сад», в которой он попытался перенести пейзажи долины Луары на берега Невы. Работа Сюро посвящена еще и символической встрече двух гениев – Леонардо да Винчи и Александра Сергеевича Пушкина. Ведь Леонардо, рассказывает Сюро, похоронен в ренессансном замке Амбуаз. Теперь здесь есть сады имени да Винчи. Какое отношение к замку имеет Александр Сергеевич? Оказывается, в коллекции Амбуаз хранятся дуэльные пистолеты русского поэта, плюс имя Пушкина неразрывно связано с садами Петербурга.
Связь художника и поэта, которую так тонко чувствовали да Винчи и Пушкин, подчеркивается и в других работах, выставленных в Михайловском саду. В цветочной композиции «Платье Элизабет Браунинг» петербургский художник Надежда Анфалова фантазирует на тему романтической любви знаменитой английской поэтессы.
Публика прогуливается по дорожкам, неспешно переговариваясь, фотографируется и попивает лимонад. Вот работы мэтров садово-паркового искусства – англичанина Эндрю Даффа, многократного победителя Выставки цветов в Челси Энди Стеджена, вот Show Garden Джо Томпсон, которая получила «золото» Челси в этом году.
Есть здесь и совсем особые сады. Например, сад в представлении глухих детей – чтобы понять, что имеется в виду, зрителям здесь выдают беруши. Есть сад для слабовидящих – там собраны цветы с сильным запахом. А вот «Желтая подводная лодка», плывущая в цветочном море, которое возникает из гитары. «Мне пока трудно разобраться, много интересных работ из разных стран и городов, – говорит член жюри фестиваля, глава Санкт-Петербургского союза дизайнеров Александр Тимофеев. – Прав был Петр, первый садовник Петербурга, который не зря выписал из Франции лучших специалистов. Он был гениальный менеджер, и нам следует поступать так же».