Петербург Петрова-Водкина

31 мая 2018

Прогулка по местам «боевой славы» великого русского художника

25 мая в Русском музее открылась выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения», генеральным спонсором которой выступил банк ВТБ.  Как известно, значительную часть своей жизни Петров-Водкин прожил в Северной столице. Мы решили составить маршрут по местам Петербурга, которые так или иначе связаны с жизнью и творчеством художника, а заодно вспомнить ключевые события того периода. А чтобы воспользоваться нашим изысканием было еще проще — мы прошлись по этим местам с фотоаппаратом и составили подробную карту маршрута. Просто распечатайте ее перед вашим следующим визитом в Северную столицу — и нетривиальная пешая прогулка по центру Санкт-Петербурга вам гарантирована.

 

Каменноостровский проспект, 14 
Дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества работников искусств

В этом доме Кузьма Петров-Водкин жил с 1936 года и здесь же умер в 1939-м. Художник болел туберкулезом, из-за которого врачи запрещали ему писать масляными красками, чтобы не раздражать дыхательные пути. В 1939 году болезнь дала осложнения, и Петрова-Водкина не стало. О его работах как будто сразу забыли, советские власти не особо жаловали художника. Видимо, это отчасти было связано с иконами, которые мастер в избытке писал в начале своего творческого пути. Второй раз Петрова-Водкина «открыли» для широкой публики только в 1960-х годах.

 

Каменноостровский проспект, 1-3
Доходный дом И.Б. Лидваль, где Петров-Водкин жил в 1909

В этом году Петров-Водкин начал работу над картиной «Сон», которая вскоре сделала из него сенсацию. Александр Бенуа описывал ее так: «На обновленной земле спит человеческий гений, поэтическое сознание. Пробуждение его стерегут две богини, вечно сопутствующие творчеству. Розовая, юная, робкая, болезненная Красота и крепкое, смуглое, здоровое Уродство. В их объятиях, в их общении гений найдет полноту понимания жизни, смысл вещей». Картина вызвала бурную полемику в художественных кругах и шквал эмоций: от восхищения до негодования. «Нынешний год с моей картиной “Сон”, сделавшей меня известным и в большой публике, — этот год вздернул меня совсем на дыбы и теперь я чувствую себя за каждый будущий мазок ответственным больше, чем раньше», — писал про то время Петров-Водкин.

 

Александровский парк, 5
Российский НИИ травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена (быв. Ортопедический клинический институт)

На стене института мозаичное панно «Богородица с младенцем» — первая работа Петрова-Водкина в Петербурге. По наводке своего наставника, архитектора Мельцера, Кузьма начал писать эскизы к «Богородице» в 1903 году. Чтобы подготовить элементы для мозаики, заказ направили в керамическую мастерскую при заводе Дультера в Лондоне. Петров-Водкин сам посетил островную столицу и очень впечатлился масштабами города, особенно его метрополитеном. В 1904 году майоликовое панно было установлено на фасаде, но Петров-Водкин был разочарован: из-за обжига глазури цвет одежды Богоматери и младенца изменился с пурпурного на небесно-голубой.

 

Соляной переулок, 13
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица (быв. Центральное училище технического рисования Штиглица)

В этом училище Петров-Водкин обучался два года: с 1895 по 1897-й. Строгая школа, где больше всего ценились точность, аккуратность и способность идеально копировать образцы, не полностью удовлетворяла Петрова-Водкина. Фактически училище Штиглица готовило технических художников и весь упор делало на прикладную сторону искусства. Художнику было душно в такой среде, хотя он с большим усердием выполнял все предписания профессоров. Отсюда он перевелся в Московское училище, более открытое к современным веяниям. Петров-Водкин так вспоминал то время: «Петербург и школа Штиглица развили во мне критическое отношение к вне и к самому себе. Они осмешнили мой провинциализм и уняли нетерпеливость в достижении цели».

 

Набережная Фонтанки, 50
Здесь проходили заседания Вольфилы (Вольной философской ассоциации) — общественной организации, одним из двенадцати членов-учредителей которой был Петров-Водкин. В это сообщество вошла та часть интеллигенции, которая в общем-то поддерживала идеи Октябрьской революции 1917 года, но также считала, что пропагандировать нужно не только экономические, но и философские, духовные, просветительские взгляды. В выходные дни здесь проходили открытые лекции, доклады и выступления различных представителей культурной прослойки. Сам Петров-Водкин выступал здесь на темы сферичности и планетарности всего сущего. Кстати, это общество было возрождено в 2012 году членом Российской академии естественных наук Г.Б. Дергачёвым.

 

Большая Морская улица, 38
Здесь находилось Ленинградское отделение Союза советских художников (ЛОССХ), первым председателем которого был Петров-Водкин (1932–1937) 

Петров-Водкин с успехом выступал на советских и зарубежных выставках. В 1931 году он получил звание заслуженного деятеля искусств за вклад в строительство русской художественной культуры. В 1932 году отдельные творческие сообщества были упразднены, а им на смену пришел единый Санкт-Петербургский областной союз художников, первым председателем которого и стал Петров-Водкин.

 

Университетская набережная, 17
Здесь Петров-Водкин преподавал в созданных на базе бывшей Императорской Академии художеств Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕИН, Институте пролетарского искусства (ИНПИИ), ИЖСА (1918–1933)

Петров-Водкин был прирожденным и увлеченным преподавателем: «Педагогикой я начал заниматься рано, не потому, что имел к ней особенное влечение, а скорее для заработка. Последнее соображение не мешало мне всерьез увлекаться передачей моих знаний другим. <...> Для возбуждения интереса в учениках пускался я на разные выдумки, чтоб помочь им загореться магическим действием черного на белом». Он создал самобытную теорию живописи, так называемую науку видеть. Согласно его теории, художник должен выразить сопричастность изображаемого огромному миру Вселенной. А сделать это можно с помощью изобретенной им же «сферической» или «наклонной» перспективы. Он утверждал, что все цветовые отношения уже заложены в психологию человека. Например, крестьяне любят красные рубахи, потому что красный цвет хорошо сочетается с зеленью лугов. А, например, бирюза самаркандских изразцов сочетается с желтизной песка.

 

18-я линия Васильевского острова, 9 
Дом, где Петров-Водкин жил с 1915 по 1924 год

В этот период Петров-Водкин много работал, занимался общественной деятельностью в Академии художеств, проводил реформы образования и даже успел побывать в Средней Азии. После поездки он написал небольшую книгу с яркими иллюстрациями, которая вышла под названием «Самаркандия». Он не оставляет идеалы художественного объединения «Мир искусства», а новые модные сообщества обходит стороной. Одна из главных картин этого периода — «После боя», где он рассказывает о духовной революции в сердцах солдат, участвовавших в Гражданской войне. Воспоминания о произошедших событиях и о погибшем командире витают в воздухе над собравшимися красногвардейцами и навсегда вплетаются в их существование.

 

Петербург Петрова-Водкина


Материалы по теме

7 мая 2018

<p>
	 Попробуйте угадать названия работ известных художников и узнайте, насколько хорошо вы понимаете художественную логику
</p> Как называется эта картина?

Попробуйте угадать названия работ известных художников и узнайте, насколько хорошо вы понимаете художественную логику

4 мая 2018

<p>
	 Рассказ о великом русском художнике через призму его высказываний
</p>
 Кузьма Петров-Водкин в цитатах

Рассказ о великом русском художнике через призму его высказываний

13 апреля 2018

<p>
	Рассказ о трех великих художниках, выставки которых в этом году пройдут в Москве и Санкт-Петербурге
</p>
 Верещагин, Петров-Водкин, Пикассо

Рассказ о трех великих художниках, выставки которых в этом году пройдут в Москве и Санкт-Петербурге

Все новости