Петербург Александра Бенуа

1 июня 2021

Белые ночи, тайны Петропавловки и «пасхалка» в Мариинском театре

Александр Бенуа (1870–1960) — искусствовед, художник, критик, один из создателей «Мира искусства» — человек почти ренессансного масштаба из именитой петербургской семьи. В его эстетических выкладках проступает квинтэссенция «петербургскости»: Бенуа подчеркивает, что он не русский по крови, но однозначно петербуржец. Когда-то его предки уехали от Французской революции, а в 20-е годы XX века Александр Бенуа вернулся в Париж. Там, работая с видом на Сену, Бенуа вспоминал Петербург. 

01_Петербург Александра Бенуа
Александра Бенуа, 1921 год

В отличие от инфернального «Петербурга Достоевского», Петербург Александра Бенуа — легкий и свежий, как белая ночь, местами «идеалистично-розовый», но с приятной кислинкой. Бенуа на редкость продуктивно ностальгировал по своему городу в эмиграции, в его воспоминаниях нет развесистой клюквы и высокопарного придыхания. Зато есть любовь — такая, что кажется, город в этой книге важнее автора. 

«Петербург я люблю. Во мне чуть не с пеленок образовалось то, что называется местным патриотизмом. Я понимал прелесть моего города, мне нравилось в нем все; позже мне не только уже все нравилось, но я оценил значение всей этой целостности. Я исполнился к Петербургу тем чувством, которое, вероятно, жило в римлянах к своему городу», — пишет художник в своих воспоминаниях. Сидя в парижской квартире, Бенуа вспоминал родной город, петербургскую весну, мягкие июньские вечера. 

Явный пример этого чувства: Бенуа считал «измену Петербургу» главной ошибкой советского режима. Казалось бы, смена столицы — не главный «грех», за который ругали Советы эмигранты из Российской империи, но Бенуа болезненно воспринимал эту рокировку. Он верил, что Петр Великий основал Петербург, очаровавшись местными бледными, нежными ночами (а Петр и правда заложил город поздней весной). Художник оставил поэтичное описание прогулки по городу в белую ночь — давайте пройдемся с ним, посмотрим на Петербург его глазами. 

02_Петербург Александра Бенуа
© rusmuseum.ru/summer-garden

Летний сад

«Начиналось гулянье нарядной толпы по гранитным панелям набережной — от Адмиралтейства до Летнего сада. Самый Летний сад заполнялся не одними няньками с детьми да старичками и старушками, совершавшими предписанную гигиеническую прогулку, но и парочками влюбленных», — вспоминал Бенуа. По нему любят гулять и сегодня, причем петербуржцы разделились на ценителей «старого» и «нового» облика сада.

Летний сад организовали в 1704 году по указу Петра I, это старейший петербургский парк. Он знавал разные времена (например, в советское время разобрали находившуюся тут часовню), но в начале XXI века это была романтически запущенная территория. Планы реконструкции были и в советское время, но в итоге к нулевым годам Сад был поэтичным, если не сказать андеграундным местом, многие ценили именно эти кущи, и, когда в 2012 году сад наконец открыли после реконструкции — ностальгирующие горожане были недовольны. «Кущи» проредили, Сад стал опрятным и ухоженным, вернулись фонтаны и другие атрибуты XVIII века: ориентиром для реконструкции были 70-е годы Галантного века. Главная претензия ностальгирующих по «дикому» Саду — замена оригинальных мраморных скульптур копиями из крошки и полиэфирной смолы. Но старинные мраморы разрушались (не только от петербургских погод, но и от капель липового сока — в саду много лип), а копии внешне не отличить от оригиналов. 

Сад стал филиалом Русского музея, каждый год ходят слухи о том, что вход туда вот-вот сделают платным, но пока билеты не нужны. Интересно, что сказал бы про реконструкцию Бенуа — ведь он ценил эстетику XVIII века, а сейчас Сад, по уверениям специалистов, к ней ближе всего. 

Виртуальный тур по Летнему саду

03_Петербург Александра Бенуа
© spbzoo.ru

Ленинградский зоопарк

Долгие годы идут разговоры о «переезде» Ленинградского зоопарка из центра города и создании на окраине масштабного зверинца, чуть ли не сафари-парка, но зоопарк все еще там же, где был при Бенуа. 

«Воспоминания о вечерах, проведенных в "Зоологии", не принадлежат к самым поэтичным в моем прошлом, — вспоминал художник. — Слишком все тамошнее было доморощенно-провинциальным, слишком много распивалось пива, слишком жалкое впечатление производили безнадежно хиреющие звери в их тесных и дурно пахнущих клетках». 

Как видим, Бенуа не особо жаловал «Зоологию»,тем не менее Ленинградский зоопарк сейчас вовсе не ужасен: в нем довольно большой вольер для белых медведей, эти животные — символ зоопарка (в тридцатые годы они начали здесь размножаться, что нечасто бывает в неволе). И теперь тут скорее едят мороженое, чем пьют пиво. 

Со времен Бенуа зоопарк пережил блокаду Ленинграда и реконструкцию, появился большой «Экзотариум» (куда можно ходить разговаривать с рептилиями, представляя себя Гарри Поттером). По современным меркам Ленинградский зоопарк скромен, но для семей с детьми это удобный досуг в самом центре города. 

04_Петербург Александра Бенуа
© elaginpark.org

Елагин остров

Еще одно место прогулок, о котором упоминает Бенуа, — Елагин остров. «Из всяких воспоминаний о петербургской весне мне особенно запомнились какие-то "плавания" в тихие белые ночи по шири нашей красавицы-реки. Плыл я с Крестовского, или Елагина, где я только что гулял с невестой», — ностальгировал художник.

Сегодня на острове находится ЦПКиО им. Кирова, приятный парк недалеко от центра. Весной 2021 года после долгих лет реставрации открылся Елагин дворец — сердце парка. В войну в него попал снаряд, восстановление   затянулось, но работу провели большую: интерьеры получились аккуратными и лаконичными, отдельно радуют фактуры тканей на стенах и мебели. В этом дворце жил Петр Столыпин после неудачного покушения на него на Аптекарском острове в августе 1906 года. 

Осмотрев небольшой дворец, можно пойти кататься на лодке по местным прудам — занятие расслабляющее и пасторальное (если погода хорошая, конечно). 

05_Петербург Александра Бенуа
© wikimedia.org

Петропавловская крепость

Бенуа не уставал в белые ночи любоваться шпилем Петропавловского собора — и вы тоже можете: шпиль и ночи хороши по-прежнему.

«Это заиграли куранты на шпиле крепости, это они возвещают в двух молитвенных напевах, что наступила полночь… — пишет Бенуа. — Играли куранты "Коль славен наш господь" и сейчас же за тем "Боже, царя храни". Говорят, узников, заключенных в крепости, ежечасные эти переливы, длительное это капанье звуков в ночной тиши доводило до отчаяния, до безумия… Этот приговор носил сверхъестественный и прямо-таки потусторонний характер уже потому, что произносила его высокая башня со своим длинным-длинным золотым шпилем». Художник сравнивал шпиль собора с вынутым из ножен мечом. 

Сейчас это один из многих «открыточных» видов Петербурга, его можно снять на закате с Дворцовой набережной, можно — белой ночью со стрелки Васильевского острова, а еще можно пройти в крепость и попасть внутрь собора, где захоронены российские императоры. Здесь же, посреди невской «шири», проходит праздник выпускников «Алые Паруса» — шпиль собора украшает фото и трансляции шоу. 

С Петропавловской крепости начинался Петербург, ее задумали как форпост против шведов, но в историю она вошла как тюрьма — ни в одном сражении крепость так и не участвовала. Из занятных фактов: в XX веке на территории крепости были жилые дома с коммуналками без горячей воды (в крепости была прачечная), работал «магазин-сельпо». Еще в нулевые жилой дом в Петропавловке сохранялся — можете поискать его при случае. 

Сегодня в крепости находится Музей истории Петербурга — аналог краеведческого, который есть в каждом крупном городе. Петропавловский собор, шпилю колокольни которого Бенуа посвятил красивую метафору, построили по проекту Доменико Трезини, и именно там похоронены русские правители от Петра I до Николая II. Останки семьи Николая здесь захоронили только в 1998 году, в 2006-м рядом перезахоронили Марию Федоровну, супругу Александра III и мать Николая II. 

Отдельно Бенуа описал район, в котором жил, — он чуть в стороне от Петропавловки, нужно уйти с Заячьего острова и дойти до Никольского морского собора. 

06_Петербург Александра Бенуа
© Getty Images Russia

Никольская церковь

«Каждая из диковин нашего околотка значила для меня очень много, — вспоминал Бенуа. — Над всем господствовала сверкающая золотыми куполами Никольская церковь. Она была одним из самых роскошных и самых внушительных среди петербургских храмов. В раннем детстве, однако, мое отношение к ней было какое-то смешанное, складывалось оно из любования, почитания и жути». Бенуа сравнил главы собора с семьей богатырей в шлемах, на лице старшего из которых застыло «скорбно-строгое выражение». Но под главами Бенуа находил уже тогда милое сердцу барокко:

«Нижняя часть Николы Морского была несравненно приветливее. В многоугольном плане его стен, в кудрявых капителях, в бесчисленных херувимах, которые барахтаются в пухлых облаках над окнами и дверями, в узорчатых, частью позолоченных балконах, в лепном слиянии, окружающем среднее овальное окно, — выражено нечто радостное». 

Сегодня Никольский морской собор находится в довольно тихом уголке — не слишком близко к метро, в окружении рек и каналов. Район вокруг зовут Коломной, у него есть свои почитатели среди горожан. 

Собор — бело-голубой, с золочеными куполами — работа Саввы Чевакинского, а вовсе не приглашенного иностранца времен Елизаветы. Никола Морской не закрылся после революции и был кафедральным собором в Ленинграде/Петербурге в 1941/1999 году. В нем, например, отпевали Анну Ахматову. 

07_Петербург Александра Бенуа
© tonkosti.ru

Мариинский театр

С мягкой иронией Бенуа замечает, что рядом с Николой Морским были и «соблазны» — театры. Историческое здание Мариинки строили дед и отец нашего проводника Александра Бенуа — Альберт Кавос и Николай Бенуа, там даже была соответствующая «пасхалка». Бенуа пишет, что в одном из живописных медальонов под потолком фойе театра был изображен «носатый господин с бака и в очень высоких воротничках» — прадедушка автора, композитор Катарино Кавос. 

Сегодня Мариинский театр — структура имперского размаха, художественного руководителя Валерия Гергиева называют не иначе как всесильным. У Мариинки появились концертный зал и вторая сцена — ее открыли в 2013 году: новое здание получило в народе прозвище «обувная коробка», но большой современный зал и эффектное фойе многих впечатляют. В общем, это мощная институция, как к ней не относись. Мариинский театр можно считать оружием российской soft power — а историческое здание Кавоса-Бенуа ежегодно встречает тысячи зрителей со всего мира. 

«Расстояния сокращались, улица съеживалась… это возвращение к реальности ощущалось как некоторая деградация», — писал Бенуа о конце лета в Петербурге, когда белые ночи таяли, приходило время «платить» затяжной осенней и зимней темнотой за светлое небо раннего лета. Наш маршрут получился размашистым — в самый раз для теплого светлого вечера. Но любителям Питера он придется по душе в любое время года. 

08_Петербург Александра Бенуа

Маршрут прогулки в Google Maps

Для справки

ВТБ активно участвует в культурной жизни страны в рамках глобальной программы «Культурная страна». Ежегодно при поддержке банка осуществляются грандиозные выставочные проекты, проходят театральные премьеры на главных сценах страны, на экраны выходят художественные фильмы.

ВТБ поддерживает проекты, направленные на сохранение и развитие культурного наследия страны. Давние партнерские отношения связывают банк с Третьяковской галереей, Большим театром, Пушкинским музеем, Еврейским музеем и центром толерантности, Мастерской Петра Фоменко, Театром балета Бориса Эйфмана, Русским музеем, Эрмитажем, Мариинским театром, театром Вахтангова и многими другими.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

22 апреля 2021

<p>Разбираем главную экспозицию Русского музея этой весны</p>
В чем секрет выставки «Преображенная природа»

Разбираем главную экспозицию Русского музея этой весны

21 декабря 2020

<p>
	 Попытка осмыслить наследие художника, отстранившись от «критического реализма»
</p>
 Кем был Павел Федотов?

Попытка осмыслить наследие художника, отстранившись от «критического реализма»

28 сентября 2020

<p>Очень культурный путеводитель по Питеру</p>
Петербург меценатов Русского музея

Очень культурный путеводитель по Питеру

Все новости