Выбираем автобиографичные картины Рембрендта из коллекции Эрмитажа.
В собрании Государственного Эрмитажа более 20 живописных работ Рембрандта. Ко дню рождения художника проследим его творческий путь через шедевры эрмитажной коллекции.
Угадал желания заказчиков и разбогател
Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама», 1635 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Рембрандт родился в нидерландском городе Лейден. Там он начал обучаться живописи у местного художника Якоба ван Сваненбурга и даже получил первые заказы. Но успеха в провинциальном городе Рембрандту было мало. Он переехал в Амстердам. Это было идеальное место для художника — коммерческий центр мира с живописными пейзажами.
Нидерланды в 17 веке были республикой, в отличие от других крупных государств Европы. Еще в 16 веке голландцы захотели выйти из-под власти испанских Габсбургов — правители присваивали всю торговую прибыль провинций. Так началась первая в Европе революция. В 1579 году северная часть Нидерландов, а в 1700 году — и южная обрели независимость от Испании.
Монархов в независимых Нидерландах не было, а местная Протестантская церковь стремилась к аскетизму. Поэтому главными заказчиками произведений искусства в Амстердаме выступали муниципалитеты, купеческие гильдии и зажиточные горожане. Исторический жанр был у них модным и востребованным. Рембрандт понял желания заказчиков и обучился у Питера Ластмана — живописца, который специализировался на мифологических и библейских сюжетах. Это помогло Рембрандту быстро прославиться и разбогатеть. Заказов поступало все больше, а молодые художники становились в очередь, чтобы стать его учениками.
К периоду успеха Рембрандта в Амстердаме относится картина «Жертвоприношение Авраама». В ее основе библейский сюжет: Авраам, чтобы доказать преданность Богу, должен был принести в жертву единственного сына Исаака, но Бог, увидев истинность веры Авраама, даровал Исааку жизнь. Небесный ангел отвел руку Авраама, и жертвоприношение не состоялось. Рембрандт изобразил момент падения ножа из руки Авраама.
Полотно еще молодого, 29-летнего художника отражает характерные черты его творчества: монументальность, драматизм, движение света и тени. Рембрандт постоянно экспериментировал. Даже этот популярный сюжет он трактовал иначе. В библейском рассказе произошла подмена жертвы: вместо Исаака в дар Богу принесли барана. Но Рембрандт полностью убрал мотив агнца. Такие постоянные попытки изменить содержание и форму классических образов будут спутниками Рембрандта всю жизнь.
Влюбился в девушку дворянского сословия
Рембрандт. «Флора», 1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
В Амстердаме Рембрандт полюбил Саскию ван Эйленбюрх. Девушка родилась в семье знатного адвоката, но в 12 лет осталась круглой сиротой. Несмотря на быстрорастущую популярность, Рембрандт оставался сыном владельца лейденской мельницы, и невеста дворянского происхождения не соответствовала его социальному статусу. Помолвка состоялась без благословения опекунов девушки.
Свадьба с Саскией принесла Рембрандту не только большое приданое, но и вдохновение на всю жизнь. Они прожили вместе восемь лет: в 1642 году Саския скончалась от болезни, предположительно от туберкулеза. Но даже после ее смерти на разных картинах Рембрандт изображал образ девушки, похожей на Саскию. В нём художник воплотил личные представления о женской красоте.
Рембрандт часто изображал жену в образе Флоры — цветущей и веселой. Даже на посмертном портрете она в наряде римской богини плодородия. В Эрмитаже облик Саскии тоже сохранился — на картине «Флора». Она написана в год свадьбы Рембрандта с музой, и в образе богини отражена восторженная любовь молодого художника к жене.
Девушка одета в великолепный костюм, написанный, скорее всего, с натуры. Рембрандт обожал использовать в портретах дорогой реквизит. Он собрал огромную коллекцию сабель, восточных тканей, эффектных костюмов, оружия. Художник даже приглашал в мастерскую бедняков, собирал им дорогие наряды и упражнялся в создании этюдов. Высокая трудоспособность Рембрандта стремительно совершенствовала его технику.
Тренировал живописный стиль на заказных портретах
Рембрандт. «Портрет старика в красном», между 1652 и 1654 годами, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
В 1630-х годах в Амстердаме Рембрандт получал много заказов. Это приносило художнику прибыль и позволяло экспериментировать с техникой. С годами постоянной работы Рембрандт приобрел узнаваемый, выразительный стиль: контрастная светотень, энергичные мазки густой краской, эмоциональная насыщенность.
Амстердамские бюргеры часто заказывали у Рембрандта портреты. В этих работах художник пытался раскрыть внутреннюю сущность человека, учился быстро схватывать типажи и настроения героев. Иногда он даже показывал на портрете только одну сторону лица, а вторую прятал под капюшоном или шляпой, как бы скрыв часть жизни человека. Так Рембрандт начал создавать портреты-биографии.
В более поздний период Рембрандт часто обращался к образам людей преклонных лет. Художник использовал сложный свет. Это давало игру рефлексов и осязаемость морщин на лице, будто помещало фигуру в пространство вне времени. К таким картинам относится «Портрет старика в красном» из эрмитажной коллекции.
Рембрандт изобразил героя в центре композиции и выделил его фигуру светом на фоне мягкого полумрака. На первый взгляд, перед зрителем ничем не примечательный старик. Но глубокие морщины и усталость на его лице выдают непростой жизненный путь героя. Несмотря на кажущуюся беззащитность тела, его дух силен и непоколебим. В такого наученного опытом мудрого старика жизнь превратит самого Рембрандта.
Посвятил сыну последний шедевр
Рембрандт. «Ночной дозор», 1642 год, Рейксмузеум, Амстердам © Public domain
В 1640-е годы Рембрандт начал терять популярность у заказчиков. В живописной моде была скрупулезность в деталях, а Рембрандт пришел к широким мазкам и резким контрастам света и тени — это сводило к минимуму все фоновые детали. Публика не приняла новой техники художника. Переломной для творчества Рембрандта искусствоведы считают картину «Ночной дозор» 1642 года. Она не понравилась заказчикам и подорвала репутацию художника.
Несмотря на недостаток заказов, Рембрандт продолжил жить на широкую ногу. В 1656 году он потерял почти все средства и объявил себя банкротом. В это же время здоровье художника стремительно ухудшилось. Свои последние работы он дописывал, привязав кисть бечевкой к руке, потому что удержать ее не было сил.
Рембрандт. «Возвращение блудного сына», 1666–1669 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Тревогу и постоянную нужду отразили последние полотна Рембрандта. Историю своей жизни он рассказал в шедевре «Возвращение блудного сына». Искусствоведы считают, что в трех фигурах братьев художник изобразил себя в разные периоды жизни. А старика-отца Рембрандт написал слепым — таким же, как и он сам в конце жизни.
Картину Рембрандт начал сразу после смерти любимого сына Титуса. Его подавленное состояние изменило привычную трактовку евангельской притчи. Обычно встречу сына с отцом изображали куда более радостно: счастливый старик устраивал семье большой праздник — такой финал нравился заказчикам. Но Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» драматично, без излишней красоты и помпезности. Художник убрал все лишнее, чтобы зрители сосредоточились на чувствах.
«Надо умереть несколько раз, чтобы так рисовать», — написал Ван Гог о «Возвращении блудного сына». Рембрандт умер в 1669 году — вскоре после создания последнего шедевра.
Рембрандт прожил полную тягот и радостей жизнь. Все они навеки сохранились на полотнах художника. Ближе познакомиться с историей жизни и картинами великого нидерландского автора можно в 254-м зале Главного корпуса Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Банк ВТБ — его давний партнер.