Путь к недостижимому идеалу: как связаны творчество Каспара Давида Фридриха и музыка

23.04.2025

Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах», не позднее 1823 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
В Эрмитаже прошел паблик-ток «Звуковые ландшафты. Музыка эпохи Каспара Давида Фридриха». Встреча приурочена к выставке немецкого художника-романтика, организованной при поддержке банка ВТБ. Что мог слышать и слушать сын мыловара и крестьянки с весьма скромным семейным доходом? Насколько музыка повлияла на его творчество? Как связаны живопись и музыка? Над этими и другими вопросами размышляли куратор выставки Михаил Дединкин, искусствовед и автор исследований о музыкальном романтизме Константин Зенкин и куратор просветительских проектов musicAeterna Анна Фефелова.
Каспар Давид Фридрих — один из самых значимых мастеров немецкого романтизма, воплотивший в своих полотнах идеалы этого направления в искусстве. Больше всего его занимали пейзажи. Как и остальные романтики, он видел в дикой первозданной природе идеал чистоты и свободы, восхищался бескрайними просторами и таинственным светом северного неба.
До нашего времени не сохранилось свидетельств о контактах Фридриха с композиторами и о его музыкальных предпочтениях. По словам Константина Зенкина, Фридрих не был знаком даже с одним из главных творцов романтической оперы Карлом Марией фон Вебером, хотя композитор, как и художник, находился в Дрездене.
Где же Фридрих слушал музыку? Возможно, в лютеранских храмах или в дрезденском доме своих друзей — видных представителей романтизма Карла и Герхарда-Франца фон Кюгельгенов. Предположительно, только там Фридрих мог слышать современную романтическую музыку. Такой формат был чуть ли не единственным для того времени, ведь тогда феномен публичных концертов только зарождался и музыку играли в основном дома.
Паблик-ток «Звуковые ландшафты. Музыка эпохи Каспара Давида Фридриха» в Государственном Эрмитаже © Александр Карпюк
Если говорить о направлениях и произведениях, то можно предположить, что Фридрих был знаком с итальянской оперой, а также первыми романтическими произведениями, которые появились в первые десятилетия 19 века: музыкой Шуберта и оперой Гофмана «Ундина».
Все это Фридрих мог слышать, будучи уже сложившимся художником-живописцем, ведь его творческий путь начался весьма поздно: свои первые работы он пишет только в 31 год. К слову, плейлист, который musicAeterna составила для более полного погружения в выставку, также состоит из произведений романтиков: Бетховена, Шуберта и других музыкантов того периода.
То немногое, что нам известно об отношении Каспара Давида Фридриха к музыке, почерпнуто из его дневников и писем. Художник воспринимал музыку скорее как сопровождение к живописи и оставлял ее на своих полотнах: на картинах Фридриха можно найти арфу, мандолину, орган и не только. Также он предполагал, что просмотр его картин должно сопровождать пение и гитара, пение и арфа, стеклянная гармоника.
Известна история о том, как Каспар Давид Фридрих прислал в Россию картины-«транспаренты» на полупрозрачной основе. Предполагалось, что эти картины необходимо смотреть под музыку. Специально к выставке в Эрмитаже их реконструировали по эскизам и описаниям. В рамках организованного при поддержке ВТБ проекта «Музыкальное измерение» резиденты musicAeterna подобрали музыкальные композиции к полотнам, опираясь на пожелания самого Каспара Давида Фридриха, которые сохранились в его письмах. Например, картины «Сон музыканта», или «Аллегория небесной музыки», по замыслу Фридриха, нужно смотреть под звуки стеклянной гармоники.
Любопытно, что художник не называет конкретные произведения или авторов, чья музыка должна сопровождать просмотр картины. Для него важнее тембр инструмента, который часто сравнивают с красками в живописи, даже в переводе слово «тембр» значит «окраска звука». По словам искусствоведов, краски и тембр выражают цветовое и музыкальное богатство окружающего мира.
Если до 19 века неопределенность в искусстве считалась недостатком, то для романтиков неопределенность, открывающая путь к божественному, уже не недостаток, а достоинство. Это же отразилось и в музыке: до романтизма главными оставались «словесные» жанры — оперы и оратории, — но лишь романтики поставили мелодию во главу угла. Бетховен первым осознал это и воплотил в своих симфониях.
Паблик-ток «Звуковые ландшафты. Музыка эпохи Каспара Давида Фридриха» в Государственном Эрмитаже © Александр Карпюк
По словам Дмитрия Дединкина, Фридрих был автором-«диссидентом»: его искусство не было востребовано, а картины создавались благодаря покровительству меценатов, которые впоследствии выкупали эти работы. Показательна история его дружбы с Василием Жуковским. Впервые поэт и художник встретились в Дрездене в 1821 году. Их дружба и переписка продлились почти 15 лет. Жуковский собирал коллекцию картин Фридриха, регулярно покупая его работы. А через Жуковского картины и рисунки художника попадали к Николаю I. Так возникла вторая по величине после Германии коллекция работ Фридриха.
В 1835 году художника разбивает паралич, и он перестает писать масляными красками, его материальное положение постепенно ухудшается. Смерть Каспар Давид встречает в Дрездене, забытый в художественных кругах и оставленный учениками. Но, несмотря на бедность и ухудшающееся здоровье в лучших традициях романтизма он продолжает стремиться к недостижимому идеалу и до конца дней работает — у него уже не было сил на масштабные полотна, и он ограничивается небольшими рисунками сепией. Вот как о пути Фридриха говорит Михаил Дединкин:
«Мы скорее понимаем, к чему он шел, чем его образ мышления. Он пытался передать образ бесконечности — недоступной для человека гармонии. Ведь один из постулатов романтиков: идеал недостижим, но к нему стоит стремиться. И Фридрих стремился».