Михаил Прехнер. «Авиамоделист», 1930-е годы, Галерея Люмьер © Предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности
В Еврейском музее и центре толерантности при поддержке ВТБ открылась выставка «Истоки советской фотографии. 1920–1930-е годы». В экспозицию вошло более 270 работ, их можно посмотреть до 29 сентября.
Становление молодого и во многом экспериментального государства нашло отражение во всех видах искусства. Фотография не стала исключением — фотографы фиксировали перемены через свои объективы. «Период 20–30-х годов был ярким временем поиска новых форм, в том числе и в искусстве фотографии. Выставка рассказывает про результаты смелых экспериментов главных новаторов фотоискусства, а насыщенная дополнительная программа раскрывает посетителям секреты их мастерства», — отметила старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева.
На выставке представлены снимки классиков фоторепортажа: Аркадия Шайхета, Якова Халипа, Марка Маркова-Гринберга, Эммануила Евзерихина, Михаила Прехнера, Наума Грановского. Эти работы формировали образ первого в истории социалистического государства, а теперь, 100 лет спустя, можно увидеть, как начиналось его строительство.
В объективах мастеров запечатлены быт города и деревни, развитие сельского хозяйства и производства, меняющийся образ Москвы и будни юного поколения. Вот крестьяне задумчиво разглядывают лампу накаливания, чуть дальше комсомолец стоит за штурвалом бумагоделательной машины, вот герои-папанинцы на льдине. А еще можно увидеть установку звезды на Спасской башне — этот снимок сделан так, будто звезду своей рукой направляет Минин, не сходя с пьедестала памятника — ему самому и Пожарскому.
Выставка «Истоки советской фотографии. 1920–1930-е годы» — центральное событие летнего фестиваля фотографии «Скрытая перспектива», который, как планируют, станет ежегодным. Во время фестиваля в Еврейском музее и центре толерантности проведут мастер-классы по фотографии, лекции известных искусствоведов, круглые столы и кинопоказы, обзорные и тематические экскурсии.
«Данный проект мы расцениваем как подарок музея всем, кто увлекается фотографией. Мы не случайно открываем первый фотофестиваль темой советской фотографии 20–30-х годов, так как выставки, связанные с авангардом, — это ДНК нашего музея, расположенного в памятнике архитектуры Константина Мельникова. Мы начинали с идеи представить творчество одного фотохудожника, а пришли к тому, что объединили в этом проекте шесть ключевых имен, определивших визуальный язык советского фотоискусства», — рассказывает о замысле выставки Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности.
Бахметьевский гараж, в котором располагается Еврейский музей и центр толерантности, — это бывший гараж автобусов, построенный в 1927 году по проекту архитекторов Константина Мельникова и Владимира Шухова. Эти строения запечатлены на фотографиях Александра Родченко и в документальном фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом».