Экспозиция в Николаевском зале Зимнего дворца насчитывает более 200 произведений, которые раскрывают важнейшие вехи развития французского искусства. Хронологические рамки выставки охватывают период от предыстории появления Салонов в середине XVII века и вплоть до XIX столетия. Здесь представлены экспонаты из собраний Эрмитажа, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Русского музея и ряда других музеев и галерей России и Беларуси. Многие из них были специально отреставрированы для этого проекта, а часть впервые будет показана с новой атрибуцией. Экспозиций, где столь широко представлено французское искусство XVIII века, в России не было с 1987 года. Генеральный спонсор выставки — банк ВТБ.
Открытие выставки «„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» © Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Парижские Салоны 18 века — это периодические публичные выставки, на которых демонстрировалось актуальное искусство того времени. Это не только картины и рисунки, но и произведения скульптуры, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства, книги и рукописи. На выставке в Эрмитаже — лучшие образцы творчества мастеров того времени, таких как Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар, Жан-Батист Грёз, Шарль ван Лоо, Клод Жозеф Верне, Юбер Робер, Никола Ланкре и других.
«Выставка представит посетителям панораму французского искусства 18 века — от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма. Проект позволит зрителю лучше ознакомиться с искусством эпохи Просвещения и по-новому взглянуть на историческую ретроспективу этого периода», — отметила старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева.
Открытие выставки «„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» © Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Дени Дидро — одну из ключевых фигур эпохи Просвещения — проект показывает в амплуа влиятельного художественного критика, к чьему вкусу прислушивалась вся Европа. Остроумные рукописи Дидро под названием «Салоны» с обзорами выставок в Лувре изначально предназначались узкому кругу европейских монархов, включая Екатерину II, но быстро обрели популярность и за пределами императорских дворов. Они стали не только образцом блестящей и порой жесткой критики, но и незаменимым источником для понимания искусства 18 столетия.
Фрагмент экспозиции выставки «„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» © Пресс-служба Государственного Эрмитажа
В своих «Салонах» Дидро поднимает вопросы философии, эстетики и истории искусства, а его образные и порой язвительные описания картин и скульптур создают у читателя яркое впечатление о произведении, которое он будто видит своими собственными глазами.
Дидро не церемонится с авторами. Вот один из примеров его беспощадной критики на картину «Ясон и Медея» Шарля ван Лоо: «Это не что иное, как театральная декорация во всей ее фальши; переизбыток красок нетерпим». А так Дидро высказался о картине Франсуа Буше «Рождество Христово», принадлежавшей фаворитке Людовика XV мадам де Помпадур: «Признаю, что колорит его фальшив, а краски слишком ярки; что младенец неестественно розового цвета; что в подобном сюжете нет ничего более нелепого, нежели вычурное ложе с балдахином, но Богоматерь несказанно прекрасна, трогательна и полна любви».
Некоторые цитаты из критических комментариев Дидро представлены на выставке в экспликациях и развернутых этикетках, демонстрируя связь между текстом и визуальным образом.
«Оказалось, как того и следовало ожидать, полноценный рассказ о парижских Салонах удалось построить на материале только российских коллекций французского искусства. Причина этого — сам Дидро, бывший советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что всякая выставка о Дидро — об Эрмитаже тоже», — сказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Михаил Пиотровский на открытии выставки «„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» © Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Первая часть экспозиции посвящена рождению выставочной деятельности как таковой. Экспонаты этого раздела рассказывают о начальном этапе проведения академических выставок — от демонстрации произведений искусства в Пале-Рояль и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона. Салоны Королевской академии живописи и скульптуры не только стали источником вдохновения и примером для организации выставок в других европейских столицах, но и во многом определили принципы современной выставочной и экспозиционной деятельности.
Следующий раздел — это своеобразная летопись публичных показов художественных произведений в Лувре. Она охватывает столетний период — от выставки 1699 года до Салона 1799 года. С произведениями мастеров соседствуют печатные издания и документы, редкие образцы художественной критики и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция», который выпускал энциклопедист Фридрих Мельхиор Гримм — друг Дени Дидро и доверенное лицо Екатерины Великой.
Завершает экспозицию воображаемый парижский кабинет Дидро, образ которого воссоздан по описанию в статье «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства». Благодаря обширному собранию Эрмитажа предметы обстановки кабинета подобраны максимально достоверно.
Посетить выставку «„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Эрмитаже можно до 17 марта 2024 года.