От «Золушки» до «Баядерки»: шедевры балета на сцене РАМТа

09.08.2023

Культура

«Лебединое озеро»: 17 и 29 августа

Сцена из балета «Лебединое озеро» в исполнении Национального классического балета. Художественный руководитель — Анна Нехлюдова © Пресс-служба РАМТ
«Лебединое озеро» — красивая балетная сказка, созданная на основе средневековой немецкой легенды. Ее премьера под музыку Петра Чайковского состоялась в 1877 году, а почти 20 лет спустя обновленную версию представили хореографы Мариус Петипа и Лев Иванов. Тогда спектакль превратился в классику русского балета.
В стенах РАМТа шедевр представит труппа Национального классического балета Анны Нехлюдовой. Молодой московский коллектив сохранил на сцене все легендарные детали: белоснежные балетные пачки «маленьких лебедей» и фантастические 32 фуэте Одиллии в танце Черного лебедя.

«Спящая красавица»: 15, 21 и 28 августа

Сцена из балета «Спящая красавица» в исполнении Московского государственного академичсекого музыкального театра имени Н.И. Сац. Художественный руководитель —Георгий Исаакян © Пресс-служба РАМТ
«Спящую красавицу» — первую совместную работу Мариуса Петипа и Петра Чайковского — тоже представят на сцене РАМТа летом. В конце 19 века балет создали по инициативе директора Императорских театров — Ивана Всеволожского: он распланировал постановку до мельчайших деталей и сам написал либретто. В итоге получилась красивая история о победе добра над злом.
15 и 28 августа в РАМТе ее покажет балетная труппа Анны Нехлюдовой, а 21 августа свою версию представит Московский государственный академический театр имени Наталии Сац.

«Щелкунчик»: 20 и 26 августа

Сцена из балета «Щелкунчик» в исполнении Национального классического балета. Художественный руководитель — Анна Нехлюдова © Public domain
Еще одна удачная работа Мариуса Петипа и Петра Чайковского — балет «Щелкунчик». В его основе — мрачная сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», адаптированная Александром Дюма-отцом. Писатель добавил в историю доброго детского волшебства, поэтому балет «Щелкунчик» пришелся по вкусу всем возрастам и превратился в главную рождественскую сказку.
В 1934 году публика увидела новую версию спектакля балетмейстера Василия Вайнонена. Ее на Летних балетных сезонах представит Национальный классический балет Анны Нехлюдовой.

«Ромео и Джульетта»: 19 и 26 августа

Сцена из балета «Ромео и Джульетта» в исполнении Национального классического балета. Художественный руководитель — Анна Нехлюдова © Public domain
Балетная труппа Анны Нехлюдовой весь август будет знакомить зрителей с мировой балетной классикой. В репертуаре — «Ромео и Джульетта» по одноименной пьесе Шекспира. Самую известную в мировом балете историю этой трагичной любви написал Сергей Прокофьев.
В 1930 году состоялась премьера его балета-симфонии. «Небалетная», как считали современники, музыка Прокофьева произвела фурор, а спектакль собрал воедино выразительный классический танец и сложную актерскую игру.

«Золушка»: 19 и 27 августа

Сцена из балета «Золушка» в исполнении Национального классического балета. Художественный руководитель — Анна Нехлюдова © Public domain
Мечтать и не бояться трудностей учит другой классический балет Сергея Прокофьева — «Золушка». Премьера спектакля состоялась в 1945 году и стала сказочным гимном счастья и торжества Великой Победы. Создатель либретто — Николай Волков — сохранил все детали, знакомые по сказке Шарля Перро: фею, потерянную туфельку и превращение служанки в принцессу.
На Большой сцене РАМТа эту историю расскажет труппа Национального классического балета Анны Нехлюдовой.

«Баядерка»: 14, 20 и 27 августа

Сцена из балета «Баядерка» в исполнении Национального классического балета. Художественный руководитель — Анна Нехлюдова © Public domain
Балет «Баядерка» — еще одна трагичная история любви на сценев репертуаре Летних сезонов. Тандем Мариуса Петипа и чешского композитора Людвига Минкуса впервые показал публике экзотическую историю индийской танцовщицы в 1877 году. С тех пор восточная легенда завораживает зрителя колоритными костюмами и волнующим сюжетом о любви и предательстве.
В августе на сцене РАМТа ее исполнит труппа Национального классического балета под руководством Анны Нехлюдовой.

«Дон Кихот»: 18 и 25 августа

Сцена из балета «Дон Кихот» в исполнении Воронежского государственного театра оперы и балета. Художественный руководитель — Александр Литягин © Public domain
Не менее колоритный спектакль Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса покажет в РАМТе Русский классический театр балета. Под художественным руководством Валентина Грищенко труппа воссоздаст на сцене средневековую Испанию с тореадорами, выразительными танцами и любовными интригами.
Балет по одноименному роману Сервантеса непривычно веселый для классики — танцовщики даже показывают зрителю шуточную пантомиму. Но юмор не исключает виртуозную хореографию со знаменитым па-де-де Китри и Базеля в финале.
Летние балетние сезоны в РАМТе закончатся 29 августа, но уже осенью спектакли вернутся на родные сцены. На новый сезон 2023/2024 у столичных театров грандиозные планы. Например, на сцене Большого театра при поддержке банка ВТБ состоится две мировые премьеры балета: в декабре — «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского и Юрия Красавина в постановке Юрия Посохова, а следующим летом — «Буря» Вячеслава Самодурова на музыку Юрия Красавина по пьесе Уильяма Шекспира.