От мудрой правительницы до иконы моды: как Екатерину II изображали писатели и художники

11.07.2023

Культура

0

В годовщину вступления Екатерины II на престол вспоминаем самые знаковые отражения императрицы в искусстве.

9 июля 1762 года бывшая немецкая принцесса Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская стала российской императрицей Екатериной II. Обстоятельства ее прихода к власти, достоинства и недостатки правления — предмет изучения историков. Команда проекта «ВТБ — России» в годовщину вступления Екатерины II на престол предлагает вспомнить, как ее изображали люди искусства.

Властная, но женственная императрица

Федор Рокотов. «Коронационный портрет Екатерины II», 1763 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
С картины на зрителя приветливо смотрит миловидная дама в роскошном платье. Виртуозно выписанный шелк юбки захватил треть полотна. На первый взгляд, перед нами икона стиля середины 18 века. Но следите за ее руками. Левой она кокетливо указывает на зеркало. В отражении эта женщина все в том же наряде, но совсем в другой роли: профильное изображение вызывает ассоциацию с портретами римских императоров на монетах.
В правой руке Екатерина II держит веер и с его помощью направляет взгляд зрителя на столик. Там не пудры и душистые воды, а символы ее императорской власти: корона, держава, скипетр. На портрете, написанном по случаю коронации, датский живописец Вигилиус Эриксен изящно объединил то, что гармонично сочеталось в самой Екатерине: женское и государственное.

Роскошная дама с лицом «шведской кухарки»

В 1775 из Парижа портретировать Екатерину выписали модного шведского художника Александра Рослина. Он виртуозно изобразил парчу и бархат, создал максимально торжественный фон, тщательно воспроизвел внешность императрицы. Ей понравилось все, кроме лица.
Александр Рослин. «Портрет Екатерины II», 1776–1777 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Екатерина пожаловалась в письме, что иностранец сделал ее лицо «пошлым, как у шведской кухарки» и состарил на двадцать лет. На помощь позвали Рокотова, который очень угодил императрице еще в начале правления, когда написал коронационный портрет. Екатерина гордилась своим профилем, с изящным носом и волевым подбородком. Она даже сравнивала себя с Александром Македонским. А Рокотов тогда сумел предъявить это зрителю во всей красе.
Федор Рокотов. «Портрет Екатерины II (по картине Рослина)», около 1780 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Справился Рокотов и в этот раз: он полностью скопировал роскошную обстановку и наряд с картины Рослина, но лицо Екатерины написал иначе — сделал его мягче, благороднее и моложе. Екатерина велела поступать так всем художникам, которые тиражировали ее портреты: антураж брать у Рослина, а лицо — с картины Рокотова.

Жрица под присмотром Зевса

Дмитрий Левицкий. «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия», 1783 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Сошла со облаков жена, —
Сошла — и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Описывая Екатерину II в оде «Видения мурзы», Гавриил Державин намекает на картину Дмитрия Левицкого, имевшую большой успех в свете. Художник изобразил императрицу жрицей в храме Фемиды, богини Правосудия. Екатерина бросает в огонь цветки мака, которые символизируют крепкий сон. Так она показывает, что жертвует сном и покоем ради благополучия державы и подданных.
У ног Екатерины стопка книг. Это изданные ею законы — конечно же, все справедливые. Сидящий на книгах орел олицетворяет Зевса и заверяет своим пристутствием, что древнегреческие боги покровительствуют русской самодержице.

Мудрая и улыбчивая государыня

Ричард Бромптон. «Портрет Екатерины II», 1782 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Кузнец Вакула, герой гоголевской «Ночи перед Рождеством», верхом на черте прибывает в Петербург за царскими черевичками для капризной Оксаны. Во дворце его встречает женщина «с голубыми глазами и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все».
Маша Миронова из «Капитанской дочки» Пушкина рассказывает незнакомой даме в парке, что приехала вымаливать у императрицы прощение жениху. У дамы «голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Вскоре выяснится, что это и есть Екатерина II.
Улыбка государыни — не художественный вымысел классиков. Добрая ухмылка часто пробегает по лицу Екатерины на ее прижизненных портретах. О ней рассказывают в мемуарах ее современники. Например, австрийский принц Шарль-Жозеф де Линь сообщает, что императрица «была скорее мила, чем красива: глаза и приятная улыбка уменьшали ее большой лоб». А Павел Сумароков в «Обозрении царствования и свойств Екатерины Великой» пишет, что «небесная улыбка обворожала, привлекала к ней сердца».

Обманчиво простая женщина в чепце

Владимир Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (С обелиском „Румянцева победам“ на фоне)», конец 1800-х — начало 1810-х годов, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
В «Капитанской дочке» императрица возникает у памятника в честь побед Румянцева, она вышла в парк с собачкой «в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке». Эта сцена вдохновлена картиной Боровиковского.
Императрица у Боровиковского одета по-домашнему — в салопе и чепце. Художник позаимствовал у англичан идею непарадного портрета на фоне природы. Но совсем без атрибутов власти свою героиню он не оставил. Существуют две версии этого портрета — один написан при жизни императрицы, второй — уже после ее смерти. На обоих Екатерина указывает на символы побед, выпавших на ее правление: Румянцевский обелиск и Чесменская колонна прославляют успехи русской армии и флота в сражениях с турками.
Екатерина не пришла в восторг от портрета и не купила его. Есть претензии к картине и у знатоков живописи: императрица не слишком похожа на себя, а ее тело будто существует отдельно от головы. Но у Боровиковского есть оправдание. Он писал картину как сюрприз, а вместо Екатерины ему позировала ее придворная дама.

Уставшая путешественница с картины крепостного

Михаил Шибанов. «Портрет Екатерины II в дорожном костюме», 1787 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Здесь Екатерина выглядит утомленной, ее возраст бросается в глаза, но этот портрет ей нравился. Она заказывала живописные копии, гравюры и медальоны по мотивам картины, чтобы дарить придворным и посылать за границу.
В 1787 году Екатерина совершила грандиозное путешествие в Крым: инспекция юга империи заняла полгода, свита насчитывала три тысячи человек, в царскую карету слуги запрягли сорок лошадей. Организацией поездки занимался Григорий Потёмкин, а сопровождал его художник Михаил Шибанов. Предполагают, что он был крепостным. Шибанов и написал один из самых необычных и живых портретов императрицы, на котором она изображена в темно-красном дорожном костюме и меховой шапке.

Олимпийская богиня на дореволюционной сторублевке

Дореволюционные российские деньги — 100 рублей (1910 год) © Красилов Игорь, Фотобанк Лори
До революции сторублевые купюры называли «Катеньками», потому что на них был изображен портрет Екатерины II. Именно в правление Екатерины в России появились бумажные деньги — для экономии драгоценных металлов и удобства. Портрет для банкноты взят с работы австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи Старшего.
Увидеть описанные картины воочию можно лично в музее. Многочисленные портреты Екатерины II широко представлены в собраниях Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. Банк ВТБ давно сотрудничает с этими институциями, поддерживает крупные выставки и значимые культурные проекты.