Где в Российской империи покупали колониальные товары, фуражки-американки и диковинные меха.
«Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин»
Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин. Бакалейный отдел, 1913 год © Public Domain
Гастроном купца Григория Елисеева на углу Тверской улицы и Козицкого переулка — место для Москвы знаковое. Три года за наглухо зашитыми лесами ремонтировали и перестраивали дом № 14 постройки конца 18 века в стиле классицизма. Интересная деталь: в главный вход превратили проезд, в который раньше въезжали кареты. Торжественное открытие магазина состоялось 23 января (5 февраля) 1901 года. В качестве почетного гостя присутствовал московский генерал-губернатор, гласные думы и архиерей.
«Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребенка каждый; необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы; перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства — жители неведомых океанских глубин, а над всем этим блещут электрические звезды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной высоте».
Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»
Небывалая роскошь, богатый выбор деликатесов и парадная обходительность приказчиков привлекала состоятельную публику. В гастрономе было пять отделов:
колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара, бакалейный, кондитерский и фруктовый, а также винный погреб. По легенде, именно Елисеев придумал выкладывать фрукты пирамидами и сам руководил расстановкой товара.
В подвалах размещались производственные цеха: большая часть товаров производилась или фасовалась на месте. У Елисеева можно было купить французские вина, трюфеля, омаров и устриц, бри и пармезан, ананасы и икру. Магазин называли храмом Бахуса, древнегреческого бога виноделия: торговля вином составляла главный доход.
Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин. Фруктовый отдел, 1913 год © Public Domain
После Октябрьской революции гастроном проработал только два дня, затем был национализирован и переименован в «Гастроном № 1». Елисеевский закрылся весной 2021 года и в настоящее время не работает.
Мюр и Мерилиз
Магазин «Мюр и Мерилиз» (будущий ЦУМ), Москва, Театральная площадь, 1908–1910 годы © Public Domain
Готический замок на Театральной площади, известный большинству россиян как ЦУМ, был построен архитектором Романом Клейном в 1906–1908 годах для универсального магазина «Мюр и Мерилиз». Здание было технической новинкой своего времени: конструкции из металла и бетона, зеркальные витрины, два лифта, вращающиеся двери — правда, их пришлось заменить после жалоб застрявших покупателей.
«Мюр и Мерилиз» — возродившийся после серии пожаров первый российский универмаг для среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов. Его основали шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр. Изначально компания занималась оптовой торговлей, однако из-за неурожая 1891 года и падения курса рубля перешла на розницу.
«Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (N 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров… Если фуражки-американки (N 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлет еще и фуражку».
Антон Чехов
В новом универмаге торговали тканями, предметами туалета, мебелью, посудой, коврами и игрушками. Торговый дом четыре раза в год издавал каталог товаров и осуществлял бесплатную доставку по империи при покупке от 25 рублей. В помещении были оборудованы справочная, примерочные, комната ожидания и ресторан. Придирчивые барышни могли в специальной темной комнате посмотреть, как платья из выбранной ткани будут смотреться при свете газовых рожков.
На товарах были ценники — торговаться, к негодованию некоторых покупателей, не полагалось. К 1913 году количество отделов достигло 80: это был настоящий торговый город, и притом весьма комфортный. Вежливых и услужливых сотрудниц магазина москвичи даже ласково называли «мюрмерилизочками».
После революции компания была национализирована, а 10 марта 1922 года в здании открылся Центральный универсальный магазин. Знаменитый ЦУМ работает и сегодня.
Чайный дом Перлова
Чайный дом на Мясницкой улице (магазин Перлова) в Москве © A. Savin, FAL, Wikimedia Commons
Появление в Москве на Мясницкой нарядного магазина в китайском стиле — ловкий маркетинговый ход владельца. Купец Сергей Перлов происходил из рода чаеторговцев: первый фирменный магазин его семья открыла на Ильинке еще в 1823 году, а к концу 1890-х их было уже 130. Здание на Мясницкой, 19 построил в 1891–1893 годах архитектор Роман Клейн в стиле позднего ренессанса: на первом этаже разместился магазин, на втором и третьем — квартира Перлова и съемные апартаменты. Здесь торговали дорогими сортами чая, расфасованными в красочные жестяные банки и хрустальные шкатулки.
Чайный магазин Перлова: Мясницкая ул., дом 19, Москва © Rishalampone, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Оформить фасад в традиционном китайском стиле Сергей Перлов решает в 1895 году, когда стало известно, что на коронацию Николая II приедет посол Китайской империи Ли Хунчжан. Купец понимает: визит такого уважаемого господина в магазин станет прекрасной возможностью заключить новые выгодные контракты. Перлов приглашает архитектора Карла Гиппиуса переделать фасад: появляются двухъярусная башенка-пагода и скульптуры драконов, керамические плитки и орнаменты. Вывески стилизуют под иероглифы, внутреннее помещение магазина украшают полутораметровыми китайскими вазами, шелковыми панно, а кессонный потолок — орнаментами и позолотой.
Несмотря на все старания купца, китайский посол предпочел навестить его конкурента. Однако яркий фасад стал хорошей рекламой и привлекал в магазин множество покупателей. Москвичи называли магазин Перлова «китайской шкатулкой», это был самый популярный чайный дом в городе.
«Рядом с Вхутемасом, против Почтамта, чайный магазин в китайском стиле, выкрашенный зеленой масляной краской, с фигурами двух китайцев у входа. Он существует и до сих пор, и до сих пор, проходя мимо, вы ощущаете колониальный запах молотого кофе и чая».
Валентин Катаев
После революции чайный дом был национализирован, но продолжил работу, причем по статусу соответствовал Елисеевскому. На жилых этажах были устроены коммунальные квартиры. Здание недавно отреставрировали, и яркая шкатулка продолжает радовать москвичей. Как и прежде, здесь можно купить редкие сорта чая.
Дом Мертенса
Торговый дом Мертенса, Невский проспект, 21, Санкт-Петербург © GAlexandrova, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
В 1911–1912 годах архитектор Мариан Лялевич возводит на Невском проспекте торговый дом для фирмы меховых изделий Фридриха Мертенса. Три огромные застекленные арки-витрины здания в смешанном стиле неоклассицизма и модерна сразу привлекли внимание покупателей. Внутри хватило места для магазина и для собственного производства. Шили вещи мужские и дамские, «новейших фасонов и изящного покроя».
Во дворе владелец распорядился установить фонтан с фигурой белого медведя, который держит в лапах земной шар, — символом торгового дома. Мертенс получал меха действительно со всего света: у него можно было найти сибирских соболей, австралийского опоссума, американскую нутрию, шведскую лисицу, бобра камчатского и польского.
«Москва — кладовая, она наваливает тюки да вьюки, на мелкого продавца и смотреть не хочет; Петербург весь расточился по кусочкам, разделился, разложился на лавочки и магазины и ловит мелких покупщиков. Москва говорит: „коли нужно покупщику, сыщет“; Петербург сует вывеску под самый нос, подкапывается под ваш пол с „Ренским погребом“ и ставит извозчичью биржу в самые двери вашего дома. Москва не глядит на своих жителей, а шлет товары во всю Русь; Петербург продает галстухи и перчатки своим чиновникам. Москва — большой гостиный двор; Петербург — светлый магазин».
Николай Гоголь, «Петербургские записки 1836 года»
После революции торговый дом был национализирован. Здание занимали различные учреждения, в том числе «Леншвейсбыт», а в 1944 году в доме Мертенса открылся первый в Ленинграде Дом моделей. В 1990-х здесь располагалась российско-британская компания по пошиву и продаже одежды, а после реставрации в 2000-х годах до последнего времени работал магазин одежды Zara.
Сохранять память о предшественниках, воспринимать и перерабатывать их творческий опыт нам помогают музеи, театры, просветительские центры и другие культурные институты. Банк ВТБ в рамках программы «Культурная страна» поддерживает многие из них и помогает создавать выставки, постановки и проекты в самых разных форматах.