В Русском музее при поддержке банка ВТБ, генерального спонсора музея, открылась выставка великого русского художника-романтика, чью роль в значении отечественной культуры сложно переоценить. Дело в том, что с Брюллова начался большой триумф русского изобразительного искусства в мире. Еще до Айвазовского, который введет моду на изображение моря, и Дягилева, который откроет русский балет всему миру, именно с Брюллова начинается мировая слава русского искусства.
Посетители на выставке «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» в Русском музее © Алексей Даничев, РИА Новости
Выставка «Великий Карл» занимает большие парадные залы Михайловского дворца и выстроена в хронологическом порядке. Здесь представлены все этапы творчества мастера, от учебы в Академии художеств до позднего «итальянского периода», целый зал посвящен ювелирно исполненной графике Брюллова. Всего экспонируется более 300 произведений из более чем тридцати музеев России, музея Беларуси и шести частных коллекций. Складывается впечатление, что организаторы хотели показать все, что есть, чтобы у зрителя было максимальное количество информации для анализа, собственных мыслей и впечатлений.
Этот год для Карла Павловича Брюллова юбилейный — отмечается 225-летие со дня его рождения. И очень символично, что эта выставка — не просто масштабная ретроспектива, но настоящее культурное событие, которое дарит публике сразу три невероятных открытия, позволяющих совершенно по-новому взглянуть на творчество именитого мастера, известного широкой публике в первую очередь своими парадными портретами.
Первое и самое ожидаемое открытие — это возвращение с реставрации сенсационной картины «Последний день Помпеи». Впервые в истории отечественного музейного дела процесс реставрации знаменитого полотна проводился на глазах у публики, за защитным стеклом. Каждый желающий мог видеть, как на его глазах шедевр приобретал первоначальное состояние, практически такое же, как когда он только вышел из-под кисти Великого Карла, как называли художника современники.
Картину «Последний день Помпеи» Николай Гоголь в своей статье называл «светлым воскресением русской живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии». Действительно, эта картина феноменальна по многим аспектам.
Во-первых, по самой задумке: художник не просто воплотил в картине размышления о событиях прошлого, но выступил в роли историка. Перед тем как приступить к работе, Брюллов посетил Помпеи и изучил сохранившиеся воспоминания свидетелей страшного извержения вулкана Везувия на юге Италии. После проделанной мастером работы сюжет картины уже не является художественным вымыслом и представляет историческую ценность.
Во-вторых, по отношению мастера к этой работе. Известно, что Брюллов работал над произведением на протяжении пяти лет, но фактически все огромное полотно было написано им с невероятной самоотдачей всего за две недели. Он был настолько истощен работой, что из мастерской его выносили на руках.
В-третьих, несмотря на грандиозный масштаб произведения, оно очень личное для художника. И потому, что здесь многократно повторяется образ его возлюбленной и, пожалуй, самого близкого человека по жизни — Юлии Самойловой. И потому, что «Последний день Помпеи» — это не выстроенная по строгим академическим канонам картина, а исследование поведения личности в роковых обстоятельствах, которое многое говорит о самом Брюллове как о человеке. Работая больше по наитию, чем по науке, художник раскрывает сложнейшую психологическую драму, эффект которой усиливают в воображении зрителя яркие краски, которые сияют после реставрации и в использовании которых Брюллову не было равных.
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» на пресс-показе выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» в Русском музее © Алексей Даничев, РИА Новости
Картина сделала Брюллова невероятно знаменитым во всей Европе: перед ним преклонялись, встречали овациями в театрах и пропускали через границу без документов. И можно понять почему: даже в наше перенасыщенное яркими визуальными образами время «Последний день Помпеи» завораживает. В этом каждый сможет убедиться в центральном зале выставки «Великий Карл», путь в который выстроен по принципу «снизу вверх», отражающему творческий и личностный рост мастера в период работы над произведением.
Еще одно открытие выставки — впервые представленный публике огромный фрагмент росписи для купола Исаакиевского собора. После неудачи в личной жизни (брак Брюллова с пианисткой Эмилией Тимм продлился всего сорок дней и оказал на художника очень сильное влияние) яркость парадных портретов в его творчестве померкла, уступив место религиозному искусству. Центром этого нового этапа творчества стала роспись купола Исаакиевского собора — сложнейшая работа как морально, так и технически. Брюллов выполнял ее в тяжелейших условиях — на высоте 101 метр и на постоянных сквозняках.
На выставке можно увидеть не только эскизы, но и фрагмент готовой росписи купола размером 14 на 11 метров: он был создан Брюлловым, но не использовался в оформлении потолка. Поражает воображение, какой силой духа и мощью обладал этот невысокого роста мужчина, наш герой, чтобы создать произведения, около которых даже самый скептический зритель замирает перед человеческим гением. Выставка в Русском музее дает совершенно уникальную возможность близко увидеть то, что рассмотреть, даже находясь внутри Исаакиевского собора, не представляется возможным.
Настоящим событием стало возвращение домой работы «Христос во гробе», которая представлена на выставке в отдельном зале со сложно выстроенным освещением, напоминающим о первоначальной задумке художника — передать эффект дневного света, врывающегося в пространство храма. Это уникальное произведение могло бы так и остаться неизвестным широкой публике, если бы не цепочка интересных обстоятельств.
Брюллов написал этот образ для молельной комнаты генерал-губернатора Финляндии графа Александра Адлерберга в 1845 году. После убийства Александра II Адлерберг покинул Россию, забрав с собой «Христа». Картина долгое время хранилась в православном храме в Брюсселе, где ее и приобрел коллекционер из Германии. Желая оценить работу и выгодно продать, он попытался ввезти ее в Россию по поддельным документам в 2003 году. Но процесс был прерван, начались долгие судебные разбирательства, в результате которых картину внесли в музейный фонд Российской Федерации, и теперь, спустя двадцать лет, она доступна широкой публике.
Посетительница фотографирует картину Карла Брюллова «Христос во гробе» на пресс-показе выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» в Русском музее © Алексей Даничев, РИА Новости
Ценность этой работы, помимо ее авторства и истории, еще и в том, что Брюллов, безусловно, переосмысляя наследие художников итальянского Возрождения, дарит новое прочтение сюжета, в котором «Христос во гробе» — это не лишенная жизни плоть, но сама бессмертная душа. Кажется, что Христос сейчас откроет глаза и, озарив божественным светом все вокруг, вознесется на небо. Символично, что в камерном зале выставки, напротив «Христа во гробе», размещена другая картина Брюллова со сложной судьбой — «Христос Воскресший». Это эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве, который так и не был исполнен. Так, эти две работы в своем диалоге подводят итог творческого наследия Брюллова, который читается как торжество жизни над смертью, вечная жизнь, вечная красота и победа даже над самыми сложными обстоятельствами.
Работа в Исаакиевском соборе окончательно подорвет здоровье художника, и он будет вынужден уехать в теплые края. Италия станет его последним домом. После смерти Брюллова еще недавно рукоплескавшие ему критики свергнут его гений с пьедестала: романтизм выйдет из моды, уступив место суровому реализму художников-передвижников. Но время все расставляет на свои места, и то понимание возвышенной красоты, которое раскрыл в своем творчестве Брюллов, снова занимает свое почетное место в мировой истории. И очень хочется верить, что слова генерального директора Русского музея Аллы Маниловой о том, что эта выставка станет новым этапом осмысления великого культурного наследия нашей страны, окажутся пророческими.
Наталья Игнатова, искусствовед