Не только танцовщицы: 5 шедевров Эдгара Дега

18.07.2023

Культура

От семьи друзей до любителей абсента.

Чтобы узнать полотно Эдгара Дега, мало отыскать на нем балерину. Ко дню рождения художника вспомним пять его шедевров и выясним, какие темы, помимо балета и танца, легли в основу его творчества.

Друзья и родственники: «Портрет семьи Беллелли»

Эдгар Дега. «Портрет семьи Беллелли», 1858–1867 год, Музей Орсе, Париж © Public domain
Эдгар Дега был старшим сыном в семье банкира, но из-за большой любви юноши к живописи отец позволил ему рисовать. У первого учителя — Луи Ламота — Дега писал много портретов. В них он старался точно ухватить суть человека и подчеркнуть ее традиционными композиционными приемами. Молодой художник писал тех, кого хорошо знал: членов семьи и друзей. На известном «Портрете семьи Беллелли» он изобразил родственников по отцовской линии — тетю Лауру с супругом Дженнаро и дочерьми.
Дега создал групповой портрет в виде жанровой сценки. Так не было принято в 19 веке: появились фотографии и, чтобы конкурировать с ними, изобразительное искусство стремилось к фотографической точности. Но Дега с помощью неожиданного ракурса и умелого построения композиции стремился отразить на полотне реальную атмосферу дома Беллелли. Отец семейства сидит спиной к зрителю. Это выдает напряжение между родственниками. Мать и отца уже ничего не связывает, кроме детей. Ощущение усиливает интерьер: он холодный, существует отдельно от изображенных людей.
Портреты детей тоже характерные. Спокойная девочка, изображенная слева — явная копия матери: у нее прекрасная осанка, она аристократично смотрит на зрителя. Девочка справа — непоседа. Она не позирует, а удобно сидит, подложив ногу под себя. Дега любил ловить такие детали и часто выбирал неожиданные ракурсы, отражающие живой характер героев.
Такие бескомпромиссные портреты Дега писал всю жизнь. Заказчики часто от них отказывались, потому что видели на полотне черты характера, которые не хотели признавать.

Завсегдатаи дешевых баров: «Любители абсента»

Эдгар Дега. «Абсент», 1875–1876 год, Музей Орсе, Париж © Public domain
В 1870 году началась франко-прусская война. Дега добровольно записался в пехотный полк. Уже на первых стрельбищах обнаружилось, что у него плохо видит правый глаз. Ему диагностировали отслоение сетчатки, вызванное диабетом. Дега стал реже бывать на солнечном свете, перестал работать на пленэре (способ создание картины полностью на природе при естественном свете), поэтому большинство работ он написал при газовом освещении.
За любовь к искусственному свету Дега получил прозвище «импрессионист ночи». Отдельную серию работ он посвятил вечерним парижским кафе и дешевым кафешантанам — барам с развлекательной программой. Они встречались везде: на Елисейских полях, на Страсбургском бульваре, на Монмартре и в пригороде. Кафешантаны притягивали Дега неординарной публикой, поэтому он бывал не только в элегантных заведениях на Елисейских полях, но и в сомнительных кабаках районов Бельвиль и Ла Виллет.
Самая известная работа этой серии «Абсент» или «Любители абсента». На картине представлен интерьер известного парижского заведения Нувель Атен. На первый взгляд, это обычная жанровая сценка, но очень напряженная. Главная тема работы — одиночество и отчуждение человека от окружающего мира. Чтобы добиться этого ощущения, Дега изобразил пустые столы на переднем плане, а резким ракурсом создал ощущение взаимного равнодушия и загнанности фигур в угол.
Для картины «Абсент» позировала актриса Элен Андре. Но любимицей Дега на сцене была мадемуазель Бека. Художник изобразил ее в «Концерте в кафе „Амбассадор“». А под впечатлением от образов артистки написал «Песню собаки», «Певицу с перчаткой» и «Кафешантан».

Непарадные балерины: «Голубые танцовщицы»

Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы», 1897 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва © Public domain
Еще одна тема, к которой пришел Дега после отказа от пленэра — балет. Он часто посещал спектакли и танцевальные классы и в течение двадцати лет покупал абонемент в Парижскую оперу. Только спустя 15 лет аренды ложи директор театра пустил Дега за кулисы.
Современник Дега, художник балета Жан-Луи Форен, обычно изображал танцовщиц в изящном поклоне, в самом удачном ракурсе. Дега любил другие сюжеты: он писал балерин во время репетиций, отдыха, подготовки к сцене. Его работы будто останавливали случайный момент. Это сближало его с другими импрессионистами. Только они передавали мимолетные мгновения через игру света, а Дега — через движение человека.
В шедевре Дега «Голубые танцовщицы» девушки собираются выходить на сцену и поправляют костюмы. С помощью пастели художник создал на картине особое сияние искусственного освещения. Зрение Дега ухудшалось с каждым годом, а осязаемость пастели помогала ему продолжать писать. Но серьезные художники не использовали пастель из-за ее недолговечности и выцветания. Поэтому Дега начал обрабатывать свои работы паром, а иногда даже смешивал пастель с горячей водой, превращая ее в подобие густой мерцающей краски.
Новаторство Дега открыло для художников возможности пастели. После успеха его пастельных работ в Париже открылось общество любителей пастели. В 80-х года 19 века во Франции прошла первая выставка художников-пастелистов.

Лошади в движении: «Скачки. Жокеи-любители»

Эдгар Дега. «Скачки. Жокеи-любители», 1880 год, Музей Орсе, Париж © Public domain
Еще в 1860-е годы Дега заинтересовал конный спорт. Ему нравились нервность лошадей и профессиональные, отточенные действия жокеев. Дега мало интересовала красота животных, куда важнее ему казались отдельные движения лошадей. Все работы он писал с репортерской точностью.
Дега редко обращался к самим бегам. Чаще он изображал эпизоды перед началом состязаний, когда жокеи только готовились к выступлению, или конец соревнований. Дега писал наездников группами и много времени уделял композиции. Он тонко уравновешивал группы ездоков пустыми пространствами земли и полосками неба, использовал для построения композиции резкие образы, «острые» ракурсы, пространственные сдвиги, цвет.
Работа «Скачки. Жокеи-любители» — одно из самых монументальных изображений скачек. Дега не спешил завершить картину, и только после угроз заказчика обратиться в суд художник заставил себя сдать работу в 1880 году, тщательно ее переработав. Особый элемент — скачущий жокей слева, движения которого повторяют траекторию поезда, мчащегося вдалеке.
Дега рисовал скачки не с натуры, а в мастерской. Он делал на ипподромах эскизы и по ним восстанавливал самые яркие впечатления. В пожилом возрасте Дега даже писал картины по заранее сделанным фотографиям.

Обнаженные женщины: «Таз»

Эдгар Дега. «Таз», 1886 год, Музей Хилл-Стид, Фармингтон © Public domain
С начала 1880 года Дега обращался к изображению обнаженного тела. В трактовке женских образов он отошел от всех канонов и представлений. Он показывал современное женское тело, не знающее солнца и гимнастики. В работах Дега нет привычной эротичности. Он изображал женщин в те моменты, когда их будто никто не видит: во время купания, утреннего туалета. По мнению художника, характер тела проявляется только в движении, а они естественны только во время купания.
В одной из работ этой серии «Таз» 1886 года девушка только нагнулась, чтобы намочить в воде губку. Дега намеренно не включил в композицию ничего лишнего, чтобы не отвлекать внимание зрителей. Художник снова и снова возвращался к одним и тем же позам и жестам, чтобы достичь максимальной реалистичности.
Дега не мог расстаться с образами нагого тела, даже когда почти ослеп. Не в силах писать красками, он продолжал лепить персонажей из воска. В скульптуре он отображал те темы, которые так полюбил в течение своей жизни: танцовщицы, скачки, купальщицы. Как и всегда, главным для него было изобразить движение.
Многие скульптурные работы пожилой мастер закончить не успел. Он умер в 1917 году. На его похоронах по просьбе самого Дега один из его друзей-коллег произнес: «Он любил рисовать так же, как и я».
Эдгар Дега не был мастером одной темы. Помимо известных на весь мир балерин он создал десятки шедевров импрессионизма. Некоторые из них выставляются в России. Например, «Площадь согласия» находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга, а «Голубые танцовщицы» — в московском Музее искусств имени А. С. Пушкина. Представитькультурное наследие импрессионизма в России помогает спонсор и партнер музейных комплексов — банк ВТБ.