Не только сказочник: творческий путь Виктора Васнецова

15.05.2023

Выясним, в каких направлениях пробовал себя главный сказочник русской живописи Виктор Васнецов, и вспомним его главные шедевры.

Реализм и дружба с передвижниками

Виктор Васнецов. «Автопортрет», 1873 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Виктор Васнецов родился в семье священника. Он окончил духовное училище и поступил в семинарию. Других вариантов у него не было — только здесь он мог учиться бесплатно. Но священником Виктор Васнецов так и не стал: с благословения отца он с почти пустыми карманами отправился в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств.
Талант художника заметили у Васнецова еще в детстве: с первых сельских пейзажей, иллюстраций и портретов горожан. Тяга к творчеству передалась мальчику от отца. Тот любил рисовать и давал первые советы будущему живописцу.
Во время учебы и жизни в Санкт-Петербурге Виктор Васнецов начал создавать первые крупные полотна. Хоть мы и привыкли видеть в Васнецове только создателя былинных и сказочных картин, в раннем периоде творчества художник работал в бытовом жанре. Как раз за реализм и остросоциальные сюжеты Васнецова приняли в передвижники. «Товарищество передвижных выставок» ценило отражение на полотнах реальной жизни без прикрас — трагедии бедняков, стариков и калек. Это противопоставляло их академистам.
Виктор Васнецов. «С квартиры на квартиру», 1876 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
К реалистическим работам молодого Васнецова относится полотно «С квартиры на квартиру». Перед зрителем пожилые муж и жена, вынужденные покинуть прежнее место обитания. Растерянные, полные безысходности, они бредут по льду Невы, крепко обхватив свои скромные пожитки. Критик Владимир Стасов писал по поводу картины: «Я думаю, каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!»

Путь к сказке

После учебы в Академии Васнецов прожил год за границей. Но настоящий расцвет творчества ожидал его не в Париже, а в Москве. Здесь он познакомился с главными заказчиками своего искусства — Павлом Третьяковым и Саввой Мамонтовым — и отыскал направление, ставшее для него фирменным.
Виктор Васнецов. «Снегурочка и Лель», 1885–1886 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Как и любому небогатому городскому мальчишке, Виктору Васнецову был с детства знаком русский фольклор. Поэтому он быстро воспринял моду конца 19 века на национальный русский колорит. Особенно сильно повлияла на Васнецова пьеса «Снегурочка» Александра Островского. В будущем художник даже создаст декорации для постановки этой истории о красавице из старинных русских сказок.
В 1864 году была найдена копия рукописи «Слова о полку Игореве». До этого момента произведение считали безвозмездно утерянным — оригинал погиб в пожаре 1812 года. Эта находка поразила Васнецова. На основе сюжета «Слова» он создал свою первую историческую картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
Виктор Васнецов. «После побоища Игоря Святославовича с половцами», 1880 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Перед зрителем — поле боя, усеянное трупами. Несмотря на эмоционально напряженный исторический сюжет, на полотне не реальность, а вымысел, сказка. Достичь такого эффекта Васнецов сумел благодаря ярким цветам одежды и снаряжения воинов. Образности сюжету добавила схватка двух стервятников в небе.
Эта картина выставлялась у передвижников, но приняли ее далеко не все: слишком далек оказался Васнецов от реализма. С этого момента он все больше отстранялся от передвижников и погружался в былинно-сказочную живопись.

«Здесь русский дух»

Виктор Васнецов. «Аленушка», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
В Москве Виктор Васнецов попал в Абрамцевский кружок — объединение русской творческой интеллигенции. Художники собирались в усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Местные пейзажи на берегу реки Вори вдохновили автора на создание известной «Аленушки».
Первоначально Васнецов назвал картину «Аленушка-дурочка», и ничего сказочного в фигуре девочки не планировалось. На десятках зарисовок к картине тоскует покинутая сирота, юродивая. За спиной совсем юной героини горькая судьба.
Куда более волшебный и таинственный пейзаж вокруг Аленушки. Все тихо и будто поддерживает героиню в ее печали. Густые лесные заросли с узкими тропинками, поросший осокой овраг — все это художник не раз видел в Абрамцеве. Но олицетворение вымысла все-таки в другом — в группе ласточек над головой Аленушки. Они единственный символ надежды на светлое будущее героини и положительный исход сказки о ней.
Публика сначала приняла картину без энтузиазма. Но со временем она превратилась из «Аленушки-дурочки» в сказочную и знакомую с детства «Аленушку» — «символ русской печали с особым русским духом». Так назвал ее искусствовед Игорь Грабарь.

Вспомнить учебу в семинарии

Неизвестный автор. Виктор Васнецов во Владимирском соборе, 1880-е годы © Public domain
Сам Виктор Васнецов считал не менее значимой в своем творчестве религиозную тему. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».
В конце 80-х годов 19 века в честь 900-летия Крещения Руси в Киеве воздвигли Владимирский собор. Для оформления его внутреннего убранства по старовизантийскому образцу историк искусства и археолог Адриан Прахов пригласил Васнецова.
Виктор Васнецов. «Богоматерь с младенцем», 1885–1893 годы, Владимирский собор, Киев © Public domain
Художник работал над росписями Владимирского собора почти 11 лет. За это время он расписал более 2000 квадратных метров, создав свою формулу живописных образов в христианстве. В этом ему помогло безукоризненное знание всех христианских канонов, с которыми он познакомился еще в духовной семинарии.
Наиболее успешно получился трогательный, глубоко печальный образ Богоматери с младенцем. Психолог Иван Сикорский позже писал: «Во всем этом красной нитью проходит та покорность нравственному долгу и то самоотречение, которое составляет народную черту русского характера».
Эта работа стала первой крупной, но не единственной на религиозную тему в творчестве Виктора Васнецова. В дальнейшем он распишет еще несколько храмов. Среди них Спас на Крови в Санкт-Петербурге и храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Народный шедевр

Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881–1898 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Несмотря на попытки Васнецова вернуться к бытовому жанру и его искреннюю любовь к религиозным темам, наиболее плодотворно художник трудился на сказочном поприще. Даже после Октябрьской революции и до самой своей смерти он продолжил карьеру художника-сказочника. Настоящим народным шедевром и символом творчества Виктора Васнецова стала картина «Богатыри».
Первые эскизы к «Богатырям» художник начал создавать еще во время парижской поездки 1870-х годов. Тогда для многих увлечение Васнецова фольклором воспринималось как поиск новых форм и временный отход от реализма. Все оказалось совсем не так. Только к 1898 году Виктор Васнецов наконец закончил полотно, над которым работал 25 лет.
На картине — три русских богатыря. Каждый из них символ: Илья Муромец — силы и стойкости русского духа, Добрыня Никитич — мудрости, молодой Алеша Попович — поэтичности русской души. Простой на первый взгляд сюжет наполнен множеством деталей, раскрывающих персонажей. Например, к седлу Алеши Поповича прикреплены гусли.
Виктор Васнецов. «Витязь на распутье», 1882 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
За свою долгую карьеру Виктор Васнецов создал десятки сказочных картин, знакомых нам еще со школьных учебников. Яркими образами и сюжетами из русского народного творчества он до сих пор учит нас доброте, преданности и надежде. Поэтому картины Виктора Васнецова понимают и любят с самого юного возраста, а его творчество превратилось в поистине народное и родное. Познакомиться с его полотнами ближе можно в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Ее давним спонсором и партнером является Банк ВТБ.