Наша главная задача — пробудить в детях любопытство

29.06.2023

Культура

Ира Дворецкая © Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности
В Еврейском музее и центре толерантности продолжается выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Мы обсудили с директором по развитию детских программ и куратором выставки Ирой Дворецкой, как заинтересовать ребенка в выставочном пространстве, почему кинотеатры и музеи — не конкуренты и где проходят связи между искусством и жизнью.
— Какие задачи вы ставите перед собой, когда готовите проекты, где целевая аудитория — дети?
— Наша главная задача — пробудить в детях любопытство и интерес, потому что это одни из самых важных эмоций не только для ребенка. На выставке можно удивиться огромному телескопу и посмотреть в него на Луну; космической песочнице, где можно, насыпав горку, увидеть Солнце; комнате оптической иллюзии Альберта Эймса.
© Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности
— Какие рекомендации можно дать родителям, когда они планируют поход на выставку с ребенком?
— Почитайте, какие произведения будут на выставке, какие мероприятия и экскурсии проводят организаторы. Но самое главное — следуйте за своим ребенком, дайте ему высказать свою точку зрения, даже если вы знаете правильный ответ. Спрашивайте, что ему нравится и почему. В этом возрасте важно не понимать искусство, а чувствовать его.
Еще один прием — спросить, что бы ребенок хотел добавить в произведение, если бы был соавтором. Так мы поддерживаем участие ребенка и даем ему проявить свою фантазию.
— Замечали ли вы что-то неожиданное или парадоксальное в поведении детей на этой выставке?
— Дети часто останавливаются у картин, которые, как им кажется, они могут нарисовать сами. На выставке есть работа советской художницы русского авангарда Варвары Степановой «Две фигуры с мячом». Здесь всегда заметна радость у детей, ведь они почти каждый день рисуют что-то похожее. Я слышала разговор двух ребят об этой картине: они обсуждали футбольный прием, который выполняет герой картины. Это важный момент, когда искусство дети связывают с реальной жизнью.
© Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности
В зале физики и математики есть произведения Фернана Леже и Хуана Миро. У Миро на картине изображен мобиль кинетического вида — очень простая конструкция с надписью. Детей привлекает, что художник нарисовал то, что они могут сделать в жизни сами, играя с равновесием. Рядом картина Леже, большое разнообразие фигур на которой дает возможность поговорить о сочетании цвета и формы.
— Стоит ли делить детей на физиков и лириков?
— Для дошкольников и младших школьников я бы не делила эти понятия, не акцентировала, что сейчас говорим о науке, а потом — об искусстве. Мы предлагаем внимательно изучить картины Петра Филонова и попробовать понять, что их объединяет. Дети отвечают, что на всех картинах есть дробление на клеточки. Кажется, что это вопрос лишь о визуальном и художественном, но уже здесь мы можем познакомить с информацией о клеточном строении организма.
С детьми среднего и старшего школьного возраста мы строим гипотезы, влияла наука на искусство или художник влиял на какое-то открытие.
© Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности
— Как быть музею, когда он конкурирует с парками развлечений или с фильмами, где все устроено так, чтобы удерживать внимание?
— Не думаю, что это вопрос о конкуренции. Обычно мы смотрим кино молча и обсуждаем его после просмотра. К этому времени у ребенка уже может не быть той эмоциональной реакции, так как она быстротечна. В музее же все происходит здесь и сейчас. Ребенка заинтересовали солнечные часы, и он сразу задает вопросы: как они работали раньше, где и в каких условиях они хранятся, можно ли сделать сегодня солнечные часы. Это сиюминутный отклик, когда ты видишь интерес ребенка и можешь сразу на него отреагировать.
— Давайте поподробнее поговорим про интерактивные формы. Какие еще практики есть в современных музеях?
— Мы проводим квесты по каждой выставке, фотоигры, квизы и мастерские. С подростками организуем архитектурные бюро: предлагаем им поменять архитектуру выставки, предложить свои варианты расположения картин и предметов в пространстве. Нам иногда кажется, что если бы мы услышали ребенка до того, как построили выставку, то сделали бы что-то по-другому.
© Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности
Интересно интерактивное пространство выставки — большой аквариум, куда каждый может поселить свою рыбу, кальмара или креветку, раскрасив и отсканировав их. Все морские обитатели взяты из произведений великих художников, мозаик Помпеи, японской гравюры. Мой любимый среди них — пузатая рыба из работы Питера Брейгеля старшего.
Мы живем в век интеграции предметных научных областей и развития универсальных умений, а это значит, что математика есть не только на школьных уроках, но и в жизни. Так и с искусством: оно не только на выставке, но и в окружающем нас мире. Поэтому одна из наших задач — показывать эти связи.
Для справки:
В Еврейском музее и центре толерантности до 2 июля проходит выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство», организованная совместно с Политехническим музеем при поддержке банка ВТБ. В экспозиции можно увидеть редкие приборы из кабинетов ученых, а также шедевры Рембрандта, Малевича, Филонова и других мастеров, созданные в художественных мастерских. Она подойдет для посещения всей семьей.