На стыке классики и модерна: в Большом театре поставили оперу «Адриана Лекуврёр»

24.11.2023

16 ноября на Исторической сцене Большого театра состоялась громкая премьера: режиссер Евгений Писарев и дирижер Артём Абашев поставили оперу итальянского композитора Франческо Чилеа «Адриана Лекуврёр». В основу произведения легла трагическая судьба французской актрисы эпохи Просвещения. Спектакль вышел при поддержке банка ВТБ.
Сцена из оперы «Адриана Лекуврёр». Фото: bolshoi.ru
Столь масштабная постановка была бы невозможна без поддержки. «Большой театр и ВТБ связывают многолетние партнерские и дружеские отношения. Уважение к наследию, преемственность традиций, командная работа лучших профессионалов своего дела и неизменное стремление к совершенству — ценности, которые нас объединяют. Банк входит в состав Попечительского совета театра и некоммерческой организации „Фонд Большого театра“, поддерживает все значимые премьеры, и сегодня эта поддержка особенно важна», — говорит старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева.
Опера написана на основе одноименной драмы французских драматургов Эжена Скриба и Эрнеста Легуве. Реальная Адриенна Лекуврёр (так пишут имя героини на родине) была самой известной актрисой во Франции в 30-е годы 18 века. Девочка из семьи шляпника и прачки покорила сначала Страсбург и Лилль, а в 1717 году и Париж. В известном театре «Комеди Франсез» она играла в трагедиях Корнеля и Расина, а Вольтер посвящал ей стихи. Встреча с ловеласом графом Морицем Саксонским стала для актрисы роковой: по одной из версий, в возрасте 38 лет Адриенну отравила ревнивая соперница. «Здесь отсутствует у всех героев разум, только чувства управляют ими», — так трактует поступки героев исполнительница партии Адрианы Динара Алиева.
Режиссер Евгений Писарев ставил своей задачей сделать оперу понятнее, детальнее, сюжетнее. «Оперу приходят не только слушать, но и смотреть. Я хотел вытащить сюжет, вполне себе детективный, чтобы разобраться в том, что происходит», — говорит он. А сценограф Зиновий Марголин будто воплотил в своем творчестве собирательный образ театра, придумав для постановки огромный пышный занавес: он приходит в движение, но при этом остается на месте. Одетые в цвет занавеса «служители театра» берут на себя всю бытовую жизнь героев и фактически сливаются с декорациями.
Символично, что с 1919 по 1949 год опера «Адриана Лекуврёр» в постановке Александра Таирова была в репертуаре Камерного театра. Это предшественник Московского драматического театра имени Пушкина, художественным руководителем которого сегодня является Евгений Писарев. Спектакль с Алисой Коонен в главной роли был популярен на родине и за рубежом и стал последней постановкой Камерного театра. Именно в память об Алисе Коонен Евгений Писарев согласился ставить новую «Адриану Лекуврёр».
Художник по костюмам Виктория Севрюкова разработала для спектакля большую стилизованную коллекцию из бархата, шелка, атласа и гобелена. Она создавала каждый наряд как отдельную самодостаточную историю. Так, платье, в котором Адриана читает свой коронный монолог Федры, расшито специальными камнями, чтобы засиять в определенный момент. Евгений Писарев комментирует оформление и концепцию спектакля так: «Захотелось чего-то хулиганского. Довольно уже, что мы облачились в исторические костюмы, играем в галантный век на фоне вполне себе исторических декораций, зато хореография будет „из сегодняшнего дня“, модерновая».