20 лет счастья и волшебства — музыканты оркестра и хора musicAeterna рассказывают о своей работе накануне юбилейного тура

05.03.2025

Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna
Теодор Курентзис и musicAeterna сделали классику актуальной. Каждый их концерт — событие, новая уникальная трактовка великой музыки. История коллектива началась 20 лет назад в Новосибирске. Сегодня резиденция оркестра — Дом Радио в Санкт-Петербурге, который реставрируется при поддержке ВТБ. В марте 2025 года пройдет большой юбилейный гастрольный тур musicAeterna по городам России. Об энергии, от которой искрится все вокруг, о закулисных разговорах и незабываемых выступлениях — в беседе с музыкантами оркестра и хора.

Анастасия Шуманова, поет в хоре с 2018 года

Анастасия Шуманова © Olya Runyova
Как вы пришли в musicAeterna? С каким произведением вышли на сцену впервые в составе этого коллектива?
Приехать на прослушивание к главному хормейстеру musicAeterna Виталию Полонскому меня уговорил муж. Он знал о качестве звучания musicAeterna, об увлеченности музыкантов, включил мне видеоинтервью с Теодором и буквально заставил приехать в Пермь. Ни разу за это время я не пожалела о такой перемене в жизни!
Первым опытом совместного музицирования было сочинение Лучано Берио Coro, во время исполнения которого вокалисты находятся среди оркестра и каждый голос звучит в дуэте с определенным инструментом. Это был незабываемый опыт нового способа музицирования, пребывания в центре музыкальной ткани произведения. Ну и, конечно, знакомство с Теодором. Музыканты из musicAeterna шутят: хорошо, что маэстро исполнил еще не всю музыку. Потому что после его трактовки невозможно представить другие интерпретации. Опишите musicAeterna тремя словами.
Творчество, молодость, семья. Какой концерт musicAeterna запомнился вам больше всего и почему?
В моей памяти живы многие концерты. Например, программа Lux Aeterna, которую мы исполняли неоднократно: каждый раз это новый молитвенный концерт, непохожий на предыдущие, наполненный духовностью, светом и любовью. После него появляются силы и энергия, сердце расцветает.
Что вы обязательно делаете перед выходом на сцену?
Перед выходом на сцену я стараюсь успокоить свое дыхание, немного уйти в себя и не обращать внимания на внешние раздражители. Тогда получается расслабленно заниматься творчеством и испытывать радость от исполнения. Мои главные враги — страх и сомнения. Стараюсь вовремя их замечать, тогда они уходят.
Какое произведение вы еще не исполняли в составе оркестра, но очень хотите?
Хотела бы исполнить с хором «Свадебку» Стравинского и «Иоанна Дамаскина» Танеева. Наслышана о том, как musicAeterna исполнял кантату Carmina Burana Орфа, о дикой энергии, от которой искрилось все вокруг. Было бы здорово повторить.

Мария Зоркина, в оркестре играет на арфе с 2011 года

Мария Зоркина © Андрей Чунтомов
Как вы пришли в musicAeterna? С каким произведением вышли на сцену впервые в составе этого коллектива?
Первый мой концерт с Теодором состоялся еще в 1999 году в Санкт-Петербурге, а к musicAeterna я присоединилась 19 февраля 2011-го уже в Перми: Теодор пригласил меня и мужа работать на постоянной основе. Мы открывали цикл «Музыка для нас», я играла концерт Генделя для арфы с оркестром.
Опишите musicAeterna тремя словами.
Страсть, Вселенная, развитие.
Какой концерт musicAeterna запомнился вам больше всего и почему?
В театре Ла Скала мы играли Малера. В этот вечер наш оркестр звучал в этом знаменитом зале, как будто мы там всегда репетировали, работали и жили. Мы сыграли феноменально.
Эти эмоции я запомню на всю жизнь.
Что вы обязательно делаете перед выходом на сцену?
Думаю о технологических нюансах инструмента, который ждет меня на сцене. Это особенно актуально на гастролях, где «местная» арфа каждый раз сюрприз. А еще о том, как эти проблемы мастерски скрыть во время игры. ⁠Если волнуюсь, то занимаюсь диафрагмальным дыханием. Захожу на сцену с правой ноги.
Какое произведение вы еще не исполняли в составе оркестра, но очень хотите?
Мне бы хотелось исполнить грандиозную Восьмую симфонию Густава Малера.

Лина Вартанова, в оркестре играет на скрипке с 2023 года

Лина Вартанова
Как вы пришли в musicAeterna? С каким произведением вышли на сцену впервые в составе этого коллектива?
Впервые я вышла на сцену с musicAeterna в 2012 году.
Мы играли Пятую симфонию Шостаковича, одно из моих любимых произведений, которое к тому моменту я уже много раз играла в других коллективах. Впечатления от работы Теодора были просто взрывные, помню свой восторг и жадное впитывание всего, что он нас просил сделать. Официально в наш оркестр я поступила много лет спустя, в феврале 2023-го, а до этого момента постоянно участвовала в программах musicAeterna как приглашенный артист. Конечно, за это время оркестр стал мне уже родным, появилось много новых друзей.
Опишите musicAeterna тремя словами.
Страсть, искренность, мастерство.
Какой концерт musicAeterna запомнился вам больше всего и почему?
Каждый концерт с Теодором особенный, нет ни одного проходного. Более всего мне запомнился целый тур, в котором мы играли Реквием Моцарта. Играли на жильных струнах, в низком строе, в манере эпохи барокко. На каждом из концертов этого тура Теодор изумительно свежо и искренне переживал эту музыку и заряжал этим и нас. И всякий раз я чувствовала, что все мои десятилетия занятий, сотни сыгранных экзаменов, конкурсов, концертов прошли не зря, поскольку привели меня сюда, в это непостижимое счастье и волшебство.
Что вы обязательно делаете перед выходом на сцену?
Пью кофе, надеваю мои счастливые серьги и внутренне собираюсь.
Какое произведение вы еще не исполняли в составе оркестра, но очень хотите?
Мне было бы очень интересно поиграть больше барочной музыки, так как мой практический опыт в ней не настолько велик, как хотелось бы. Получить наставления от Теодора в искусстве ее исполнения было бы очень ценно для меня. Иван Горин, поет в хоре с 2018 года
Иван Горин © Olya Runyova
Как вы пришли в musicAeterna? С каким произведением вышли на сцену впервые в составе этого коллектива?
Я попал в musicAeterna в конце 2017 года. Тогда я работал в Новосибирской хоровой капелле, работой этой был абсолютно неудовлетворен, но, куда деваться, не знал.
В Новосибирске практически нет выбора для хорового певца — либо оперный хор, либо филармония, где я и работал. И кто-то мне сказал: есть же в Перми хор Курентзиса. Имя это было в Новосибирске на слуху, до сих пор все помнят Теодора как руководителя оперного театра. Я и подумать об этом не мог: где я и где musicAeterna. Все же отправил видео, неожиданно был приглашен на очное прослушивание, полгода участвовал в проектах хора, съездил как приглашенный артист в первые крупные зарубежные гастроли, потом на полтора месяца в Зальцбург… В общем, попал в сказку! А с сентября 2018 года уже работал как штатный артист. Конечно же, с самой первой репетиции я был поражен качеством звучания хора, чистотой, ясностью, отношением к коллективу и внутри него. С первой репетиции не было сомнений, что именно здесь мне и нужно работать, хоть я и не люблю оперу, да и переезд всей семьей в Пермь представлял немалую сложность.
В чем отличие musicAeterna от других коллективов?
MusicAeterna — это содружество музыкантов, которые в первую очередь ценят музыку, творчество. Это может показаться очевидным, но в большинстве профессиональных коллективов все совсем не так, увы. Здесь за кулисами вы почти не услышите разговоров о рыбалке, машинах или рецепте супа. А услышите обсуждение темпа, характера, образа, согласия или несогласия с интерпретацией дирижера. Неслыханно!
Какой концерт musicAeterna запомнился вам больше всего и почему?
Больше всего запомнился первый Зальцбургский фестиваль и «Милосердие Тита» с Питером Селларсом. Они с Теодором придумали включить в партитуру оперы несколько номеров из моцартовской же Мессы до минор. И второе действие оперы открывалось первой частью мессы — красивейшая музыка! Питер сотворил что-то невероятное, мы сами на сцене плакали от силы воздействия музыки и действия. Хорошо, что сразу после этого номера мы уходили в тень и могли немного успокоиться. Вплоть до последнего спектакля (их было восемь в рамках фестиваля) кто-то кого-то успокаивал на сцене, чтобы дальше как-то петь. Такое не забывается.
Что вы обязательно делаете перед выходом на сцену?
Стараюсь настроиться на музыку, чтобы прочувствовать концерт. Даже у профессионалов (или особенно у них) концерт может пройти, не затронув души, если не совершить усилие и не включиться, настроиться, раскрыться для музыки. А если не чувствовать, то зачем это всё?
Какое произведение вы еще не исполняли в составе оркестра, но очень хотите?
Я бы с удовольствием спел и/или продирижировал концерт с музыкой Эрика Уитакера (это великолепный современный композитор с глубочайшим отношением к слову, к стиху), а также хотел бы исполнить Carmina Burana Орфа: очень интересно, что бы Теодор сделал с этой и без того наэлектризованной музыкой.

Андрей Росцик, в оркестре играет на скрипке с 2022 года

Андрей Росцик © Стас Левшин
Как вы пришли в musicAeterna? С каким произведением вышли на сцену впервые в составе этого коллектива?
Я прошел конкурс в оркестр в апреле — мае 2022 года. Первый тур был онлайн, второй и третий — очные в Петербурге. В финале нас слушал сам Курентзис с музыкантами оркестра. Было крайне волнительно, но все сложилось, и меня пригласили работать. Первую программу в составе оркестра я играл на Дягилевском фестивале. Это была Шестая симфония Чайковского.
Опишите musicAeterna тремя словами.
Вдохновение, погружение, сообщество.
Какой концерт musicAeterna запомнился вам больше всего и почему?
Каждый концерт musicAeterna — нечто незабываемое. Отмечу три из них. Девятую симфонию Малера играли в Зарядье: это был мой первый опыт исполнения Малера на сцене, и он начался с такого откровения. Тогда в Зарядье мне удалось погрузиться в «небытие» в конце симфонии, когда на наших пюпитрах свет постепенно угасал и погружал весь зал во тьму. Удивительное ощущение. А еще именно на этот концерт я забыл свою концертную обувь и играл в кроссовках черного цвета с белейшей подошвой. Пришлось заклеивать ее черной изолентой.
Второй памятный концерт — исполнение Четырнадцатой симфонии Шостаковича. Для меня эта музыка — созерцание феномена смерти во всех ее ипостасях. Я люблю эту симфонию давно, с первого прослушивания записи, на которой моя мама (Любовь Казарновская — Примеч. ред.) исполняет ее с Сергеем Лейферкусом и Гётеборгским оркестром под управлением Неэме Ярви. С тех пор мечтал сыграть эту симфонию. И наконец, Passion Дюсапена на Дягилевском фестивале — уникальный проект, интереснейшая опера (никогда раньше ничего подобного не играл), потрясающая постановка Анны Гусевой и, как всегда, уникальная работа Теодора. Камерный состав партитуры позволял быть максимально включенным в процесс работы над сочинением.
Что вы обязательно делаете перед выходом на сцену?
Люблю тишину вокруг себя. Мне важно спокойствие и сосредоточенность, чтобы никто не отвлекал от внутренней медитации перед выходом на сцену. Есть только музыка, которая вот-вот будет звучать, я и мой инструмент. А еще я постоянно разыгрываюсь, мне важно выйти на сцену с «теплыми» руками.
Какое произведение вы еще не исполняли в составе оркестра, но очень хотите?
Таких сочинений, конечно, превеликое множество. Позволю себе назвать два: музыкальную поэму «Прометей» Скрябина с хором и Третью симфонию Сен-Санса — «Симфонию с органом».
Фотографии предоставлены пресс-службой musicAeterna.