28 дек 2021

«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балета

От премьеры до трактовки Михаила Шемякина

01_«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балет
Сцена из балета «Щелкунчик», Мариинский театр © РИА Новости

В Центре Михаила Шемякина до конца марта открыта выставка, посвященная двадцатилетию премьеры авторской версии балета «Щелкунчик» по сказке Эрнста Гофмана. Вспоминаем историю «Щелкунчика» в России и в мире, разбираемся в особенностях постановки Михаила Шемякина и рассказываем, что ждет зрителей на выставке.

Премьера «Щелкунчика» в России: два года на подготовку

Премьера балета «Щелкунчик» состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре. Подготовка к постановке заняла два года: создать балет по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» Петру Ильичу Чайковскому в 1890 году предложили директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский и балетмейстер Мариус Петипа.

02_«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балет
Премьера балета 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге © Public Domain

Работа над «Щелкунчиком» продвигалась непросто, поэтому премьеру по просьбе Чайковского перенесли на год. Композитор писал: «Я работаю изо всей мочи, начинаю примиряться с сюжетом балета». Трудность заключалась в соединении сложной симфонической музыки и балета, который во втором акте состоял из сюиты разнохарактерных танцев.

Вскоре после начала работы над «Щелкунчиком» Мариус Петипа отказался от постановки. Тогда балет передали второму балетмейстеру Мариинского театра Льву Иванову. Одно из главных достижений Иванова, искренне считавшего эстетику Петипа непреложной, — вальс снежных хлопьев в конце первого акта, выдающийся образец симфонической разработки классического танца.

Челеста — звуки падающих капель

В партитуре «Щелкунчика» Чайковский использовал музыкальный инструмент челесту — клавишный металлофон. Он услышал ее на премьере драмы «Буря» Эрнеста Шоссона и был очарован сказочным звучанием. В 1891 году в письме к музыкальному издателю Петру Юргенсону Чайковский писал: «Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком. Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Инструмент этот я хочу употребить в симфонической поэме „Воевода“ и в балете». Под балетом композитор подразумевал «Щелкунчика».

Челеста звучит в самой сказочной музыке рождественского балета — в танце Феи Драже. В либретто Мариуса Петипа указано, что челеста подражает «звуку падающих капель».

Отзывы критиков: разноголосица

Первая постановка «Щелкунчика» получила противоречивые отзывы критиков. Александр Бенуа писал, что постановка «в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши». «Петербургская газета» отмечала, что трудно представить что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика». «Биржевая газета» заявила, что балет поставлен преимущественно для детей, а музыка оказалась довольно слабой.

04_«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балет
Иван Всеволожский. Эскиз костюмов для балета Петра Чайковского «Щелкунчик», 1892 год © Public Domain

Тем не менее постановка в первоначальной версии продержалась на сцене Мариинского театра более 30 лет, а сам балет «Щелкунчик» обосновался в репертуаре большинства оперных театров мира.

От классики до авангарда: как ставили «Щелкунчика»

За почти 130 лет на театральной сцене «Щелкунчик» пережил многое — от классических до абсолютно модернистских прочтений. Александр Горский отказался от Феи Драже, Федор Лопухов поставил авангардного «Щелкунчика» как «плод детского воображения» — с декорациями в виде восьми выкрашенных в разные цвета щитов.

В 1934 году «Щелкунчика» в Мариинском театре ставит Василий Вайнонен, опираясь на традиции Петипа и Иванова и умело чередуя классические ансамбли с характерными танцами и пантомимой. Постановка стала классической для русского балета и исполняется уже более 85 лет.

В Большом театре эталонным становится «Щелкунчик» Юрия Григоровича, поставленный в 1966 году. Придерживаясь сценария Петипа, хореограф создает постановку со сквозным действием, а второй акт превращает в сказочное путешествие по елке. Именно эту версию балета увидят зрители в предновогодние дни на сцене Большого театра.

05_«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балет
Балет «Щелкунчик» на сцене Большого театра. В роли Щелкунчика — заслуженный артист РСФСР Владимир Васильев © РИА Новости

За границей тоже появляются свои версии балета: в 1954 году Джордж Баланчин поставил «Щелкунчика» в Нью-Йорке, добавив к сценарию Петипа новые танцы и мизансцены. Рудольф Нуреев в 1967 году ставит свою, более готичную и менее пряничную версию «Щелкунчика» сперва в Стокгольме, затем в Ковент-Гардене, Ла Скале и Парижской опере. А в 1976 году Михаил Барышников представляет «Щелкунчика» на сцене Американского театра балета.

06_«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балет
Снежный вальс в Белом лесу (действие I, сцена III) в исполнении The New York City Ballet, 1954 год © Wikimedia Commons

В Мариинском театре в этом году отмечают двадцатилетие «Щелкунчика» Михаила Шемякина. Своеобразная работа художника в 2002 году была отмечена престижной театральной премией «Золотая маска».

Михаил Шемякин: «Задача новой постановки — вернуть сказке гофмановский дух…»

По признанию художника, «задача новой постановки „Щелкунчика“ — вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, странностями и перевоплощениями, соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского».

Михаил Шемякин, как и его предшественники, опирается на сказку Гофмана и оригинальный сценарий Мариуса Петипа. Художник не только нарисовал эскизы костюмов и декораций, но и выступил в роли сценариста и режиссера — создателя образов персонажей и пластики их движений.

Балет преображается в фантасмагорию по мотивам Гофмана, поэтически переработанную и дополненную Шемякиным. Отличительная особенность постановки в трактовке художника — недетские темы и гротескные персонажи. Дроссельмейер становится зловещим лысым горбуном, на кухне Штальбаумов среди гигантских окороков и винных бутылок суетятся крысы, а сутулые персонажи в масках с длинными носами на полусогнутых ногах напоминают полулюдей-полумышей.

Даже вальс снежинок трансформируется в мистическую бурю на кладбище — и снежинки, разумеется, одеты в черные пачки с белыми помпончиками. Сквозь недобрую бурю, сцена которой поставлена в темных тонах, со зловещими силуэтами деревьев с загадочными коконами, герои в огромном дедушкином башмаке устремляются в прекрасный мир. Избежать гибели в снежной буре героям помогает Дроссельмейер, а на заднем плане хор «душ усопших детей» поет печальную песнь, напоминающую завывания ветра.

07_«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балет
Сцена из балета «Щелкунчик» © Мариинский театр

Финал постановки Михаила Шемякина принципиально отличается от классической версии: Маша и ее возлюбленный остаются в сказочном Конфитюренбурге, сахарными фигурками триумфально возвышаясь на вершине многоярусного торта, который уже грызут вездесущие крысята. Так завершается история одинокой девочки в чуждом ей мире.

Пространство выставки: в лабиринте закулисья

Выставка в Центре Михаила Шемякина знакомит зрителей с оригинальной трактовкой сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» через призму двух авторских постановок художника — «Щелкунчик» и «Волшебный орех». Премьера последней состоялась 14 мая 2005 года — это предыстория Щелкунчика, объясняющая превращение племянника Дроссельмейера в деревянную игрушку, своеобразная «инициация» героя.

Само арт-пространство напоминает лабиринт закулисья, преображая музей в театр, а посетителя — в зрителя в причудливом гофмановском двоемирии, где среди бархатных занавесов, декораций и персонажей переплетаются реальные и вымышленные миры. Красочные декорации превращают пространство выставки в калейдоскоп сцен с расплывчатыми границами реальности.

На выставке представлены иллюстрации Михаила Шемякина к произведениям Эрнста Гофмана, среди них «Житейские воззрения кота Мурра» и «Крейслериана». Эпоха немецкого романтизма и осмысление ее художником — сквозной лейтмотив выставки.

08_«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балет
Эскиз Михаила Шемякина к балету «Щелкунчик» © РИА Новости

Перед зрителями предстают редкие кадры подготовки балетных постановок, оригинальные эскизы к костюмам и декорациям, работы в технике тиражной графики и скульптуры, изображающие персонажей балета. Созданная к юбилею Гофмана и двадцатилетию со дня премьеры «Щелкунчика» в постановке Михаила Шемякина выставка переносит зрителей в причудливый мир гофманиады в интерпретации художника.

09_«Щелкунчик»: история легендарного новогоднего балет
Эскиз Михаила Шемякина к балету «Щелкунчик» © РИА Новости

Для справки

Выставочный проект «„Щелкунчик“ Михаила Шемякина. Театр художника» проходит в петербургском Центре Михаила Шемякина до 3 апреля 2022 года. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ.