Наталья Игнатова
30 ноя 2021

5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти

Исследуем эпохи русской живописи, от Лосенко до Коржева

Коллекция живописи Русского музея примечательна не только своим грандиозным размером. Гуляя по музею и рассматривая произведения, можно проследить, как русское изобразительное искусство изменялось сквозь время и исторические события. Предлагаем вашему вниманию пять шедевров, каждый из которых стал знаковым для своей эпохи.


Антон Лосенко, «Владимир и Рогнеда»

02_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Антон Лосенко. «Владимир и Рогнеда», 1770 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Художник Антон Лосенко был среди первых выпускников Академии художеств и стал родоначальником русской исторической живописи. А «Владимир и Рогнеда» — дебютная работа в этом жанре, которая принесла мастеру звание профессора и академика.

Сюжет картины заимствован из «Российской истории» Михаила Ломоносова и древних летописей. Работа посвящена взаимоотношениям князя Владимира и его жены Рогнеды. Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его супругой, но получил отказ. Тогда князь решил жестоко отомстить — пошел войной на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и женился на княжне вопреки ее желанию.

Картина Лосенко описывает момент раскаяния князя, который просит прощения у супруги. Художник выбирает самую человечную и эмоциональную сцену, в которой князь выступает благородным героем, стремящимся искупить свою вину. Выбор столь психологического момента хорошо отражает ценности эпохи Просвещения с ее стремлением к рационализму — преобладанию разума над эмоциями. Несмотря на некоторую постановочность композиции и эффект театральных масок с трагичными образами на лицах героев, картина наполнена новыми для живописи своего времени эмоциями и возвышенной патетикой.


Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

03_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1830–1833 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Карл Брюллов, выпускник Академии художеств, настоящий вундеркинд живописи, как его называли современники, провел в Италии более 12 лет. Именно здесь он написал картину, которая принесла ему славу и успех не только на родине, но и за ее пределами. Увлеченный древнеримской историей, художник получил заказ на создание большой картины «Последний день Помпеи» от русского мецената Анатолия Демидова.

Картина иллюстрирует историческое событие, которое произошло в 79 году нашей эры: тогда в результате извержения Везувия город Помпеи, расположенный недалеко от Неаполя, оказался погребенным под слоем вулканического пепла. Картина показывает последние минуты жизни людей перед встречей со страшной трагедией, раскрывая их взаимоотношения и характеры.

«Последний день Помпеи» — это первое столь монументальное историческое полотно в русском искусстве, где художник выступает в качестве историка-исследователя. Брюллов посещал музей Помпеи, в котором остались следы страшной трагедии, и изучал сохранившиеся до наших дней артефакты, найденные при раскопках.

В картину Брюллов поместил и свой автопортрет: художник с ящиком, кистями и красками на голове погружен в свой внутренний мир. Он не пытается спастись от надвигающейся катастрофы и не рефлексирует перед страхом смерти. Его задача — передать красоту и разрушительную мощь надвигающейся стихии.


Илья Репин, «Бурлаки на Волге»

04_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1872–1873 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Знаменитая картина Репина «Бурлаки на Волге» стала классикой реализма в мировом искусстве. Простые бурлаки за тяжелой работой восхищают своим естеством и натуралистичностью образов.

Во время прогулки на пароходе по Неве из Петербурга в Усть-Ижору Репина ошарашил контраст открывшихся перед ними сцен. С одной стороны он видел барышень в светлых нарядах и шляпках с широкими полями, задорно кружившихся в хороводе на набережной. С другой — идущую по берегу артель бурлаков в лохмотьях, с трудом тянущих свою «ношу». Художника захватила идея создания работы, посвященной этой теме, и он с приятелями-художниками отправился на Волгу.

Встретив вдохновивших его бурлаков, Репин выделил одного из них по фамилии Канин — его образ возглавляет бурлаков на картине. Художника потряс глубокий, вдумчивый и трагичный взгляд мужчины. В ходе разговора Репин узнал, что его догадки верны: еще десять лет назад бурлак был регентом церковного хора и священником.

В полотне Репина перед нами предстает человек, который, несмотря на невзгоды и нищету, смог сохранить человеческое достоинство и смирение перед жизненными трудностями. Что подвигло его так изменить свою жизнь и стать расстригой? Наверняка какая-то беда. Какая? Этого мы никогда уже не узнаем. Но в созданном Репиным изображении этого и других бурлаков раскрыты образы сильных личностей, чьи моральные и человеческие принципы сильнее внешних обстоятельств.


Казимир Малевич, «Девушки в поле»

05_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Казимир Малевич. «Девушки в поле», 1928–1929 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Картина впечатляет тем, как художник совместил в ней на первый взгляд несовместимые вещи. С одной стороны, очевиден прием упрощения человеческого образа до простых геометрических фигур с локализацией цвета. Это соответствовало новому искусству, изобретенному художником — «супрематизму», который провозглашал превосходство чистых форм. С другой стороны, в живописной манере узнаваемы национальные традиции иконописи, лубка и фрески.

Новаторство Малевича принято считать революционным, но источником вдохновения художника во многом послужило народное творчество. В начале 20 века, с появлением рабочего класса, развитие и сохранение народного прикладного искусства, созданного многими поколениями крестьян, было под угрозой. А у рабочих своих традиций декоративно-прикладного искусства не было. Произведения Малевича, посвященные крестьянам, становятся своими рода проводником к новой реальности авангарда.

Авторская подпись на подрамнике картины гласит: «Девушки в поле», 1912 г. №26 «Супранатурализм». Художник придумал новый термин, который соединил в себе понятия «супрематизма» и «натурализма», объединив геометрическое и фигуративное начала в образах крестьянок. Дата — 1912 год — переносит в прошлое. Так художник выстраивает логику развития своего искусства, делая супранатурализм предтечей супрематизма.


Гелий Коржев, «Старые раны»

06_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Гелий Коржев. «Старые раны», 1967 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Гелий Коржев писал картины о сильных духом людях, участниках Великой Отечественной войны, героях, чья душа навсегда изранена безутешной тоской и болью. Художник не использует в картине замысловатых композиционных или драматичных сюжетных решений. Но через образ человека, его морщины и потемневшие от тяжелого труда руки, Коржеву все равно удается передать историю жизни героя, трагедию его потерь и атмосферу мирной и даже уютной жизни, которая никогда не сможет стать прежней, ведь в памяти сохранились ужасы пережитой войны.

В своих произведениях художник раскрывает потрясающий талант рассказчика, сопереживающего товарища и даже психолога. Он способен не только понять, но и передать зрителю это привычное для героя картины нервное напряжение, ставшее частью его естества. Кроваво-красный цвет приковывает внимание к произведению, подсвечивая это состояние.

Для справки

Банк ВТБ и Русский музей связывают многолетние дружеские отношения. За время сотрудничества ВТБ поддержал множество ключевых проектов музея — выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина. В 2020 году при поддержке банка в музее состоялась масштабная выставка «Художники и коллекционеры. К 125 юбилею Русского музея. Дары. Избранное 1895–2019 годы». В 2021 году ВТБ выступил генеральным спонсором выставок «Преображенная природа» и «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения».