27 май 2022

Эрмитаж глазами Сокурова

К 20-летию фильма «Русский ковчег»

«Русский ковчег» — уникальный фильм в истории российского кино. Только представьте: режиссер Александр Сокуров снял его в Зимнем дворце всего за 1 час 27 минут. В материале рассказываем про особенности съемок и о выставке в Эрмитаже к юбилею фильма.


О чем фильм

Однажды петербуржец, наш современник, попадает в Эрмитаж начала 1700-х годов. Но у него нет ни малейшего представления о том, как он здесь оказался. Осматривая залы Зимнего дворца, он встречает иностранца. В нем можно угадать черты известного французского дипломата и путешественника 19-го века.

У иностранца и его спутника из Петербурга разные взгляды на русскую культуру, но во время путешествия им удается по-новому переоткрыть ее. Вместе со зрителями эти двое проносятся по времени сквозь 300 лет истории, встречая знаменитых обитателей Зимнего дворца — Петра I, Екатерину II, Пушкина, Николая I, семью Николая II. Также перед ними проносятся ключевые события из жизни дворца — от великосветских балов до суровых блокадных будней.

01_Эрмитаж глазами Сокурова
Гости на последнем грандиозном императорском бале, кадр из фильма «Русский ковчег» © Wellspring/Courtesy Everett Collection

Чем уникальны съемки

Съемки фильма проходили в декабре 2001 года в Эрмитаже. Они стартовали в 13:50 у ворот Эрмитажного театра и заняли всего полтора часа, одним дублем.

Такие короткие съемки — уникальный случай в истории кино. Один дубль без остановки камеры и меньше двух часов: замысел сумели воплотить с третьей попытки после семи месяцев репетиций.

Все это стало возможным благодаря применению цифровых технологий. Камера позволяла вести съемку одним дублем на протяжении долгого времени. А раньше такие дубли были физически невозможны из-за пленки, которую нужно менять.

02_Эрмитаж глазами Сокурова
Стефан Гёрнер с оборудованием для съемок фильма © Dirk Meier, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

В фильме также нет ни одной монтажной склейки. Камера поочередно проходит из Зимнего дворца через сцену и зрительный зал Эрмитажного театра в залы Нового и Малого Эрмитажа, а потом сквозь Висячий сад и Аполлонов зал в Большую парадную и Невскую анфилады Зимнего дворца. Заканчивается все на выходе из Иорданского подъезда. Чтобы реализовать такой масштабный проект, на время съемок дворцовый комплекс закрыли.

Сам Сокуров так говорил о съемках и своем художественном методе:

«В „Русском ковчеге“ мы попытались не делить время на части или кадры, а слить действие, драматургию в один поток и на одном вдохе прожить все события, то есть отказаться от монтажа… Но я думаю, что этот прием — съемку одним кадром — нужно оправдывать эстетической идеей. Сам по себе прием ничего не стоит. Я сделал этот фильм, потому что я безумно люблю Эрмитаж».


Кто создавал фильм

Александр Сокуров — режиссер фильма, также он играет одну из главных ролей. Но мы его не видим, слышим только голос — он спутник главного героя. Главную роль исполнил Сергей Дрейден. А любимые Сокуровым актеры Мария Кузнецова и Леонид Мозговой появляются в небольших ролях.

03_Эрмитаж глазами Сокурова
Кинорежиссер Александр Сокуров © Дмитрий Коробейников, РИА Новости

Оператором стал немец Тильман Бюттнер. Еще он снимал «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера. Он прошел почти полтора километра по 35 залам Эрмитажа, неся на себе камеру стабилизации изображения весом 35 кг. Благодаря этому был достигнут эффект полета.

В фильме есть несколько камео известных людей. Например, можно увидеть генерального директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Всего же в съемках задействовали больше 800 человек массовки. Фильм задумывался как «попытка одним дыханием вобрать поток времени».

Картину сопровождает музыка выдающихся композиторов — Глинки, Чайковского, Пёрселла, Телемана. Ее исполняли музыканты Мариинского театра, которые приняли участие в съемках вместе с дирижером Валерием Гергиевым.


Как приняли фильм

Мировая премьера «Русского ковчега» прошла на Каннском кинофестивале. А российская премьера состоялась в Эрмитаже 27 мая 2002 года и была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга.

Критики в Европе и России встретили фильм сдержанно. Зато в Америке его очень хвалили. Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, автор «Выжившего» и «Бердмэна», признавался, что обожает этот фильм и чуть ли не плакал в финале. А Стивен Спилберг говорил:

«„Русский ковчег“ — один из моих любимых фильмов. 95-минутная картина, снятая одним кадром в музее Санкт-Петербурга. Не знаю, видели ли вы ее, но к ней обязательно надо обратиться. Один кадр, всего три дубля».


Что можно увидеть на выставке к юбилею фильма

21 мая 2022 года в фойе Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» открылась выставка к 20-летию фильма. На ней можно увидеть около 20 костюмов и аксессуаров, которые создавали для «Русского ковчега». В основе — военные и гражданские мундиры, парадные дамские платья — костюмы из массовых сцен фильма. Также на выставке представлены платье императрицы Екатерины I, нарядное платье и шубка Екатерины Великой, военный мундир, в котором был исполнитель роли Николая I, парадный шлейф для роли Александры Федоровны.

Все костюмы для фильма сшиты с максимальным приближением к нужной эпохе. Их создавали по эскизам художников по костюмам — Лидии Крюковой, Тамары Сеферян, Марии Гришановой. Их выдающуюся работу оценили по достоинству и в 2004 году вручили премию «Ника» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика».



Для справки

Выставка-событие к 20-летию выхода на экраны фильма Александра Сокурова «Русский ковчег» открыта в фойе Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» и доступна бесплатно с 21 мая по 5 июня 2022 года. Банк ВТБ выступает многолетним партнером музея.