09 дек 2021

5 удивительных зимних пейзажей из Эрмитажа

Розовый снег, верблюды и средневековый хоккей: как изображали зиму художники разных эпох

Романтические истории на катке, визит волхвов к младенцу Христу среди будничной жизни, отблески угасающего дня и розовый снег — так изображали зиму художники разных эпох. Рассматриваем самые красивые зимние картины из коллекции Государственного Эрмитажа.

Питер Брейгель Младший, «Поклонение волхвов»


01_5 удивительных зимних пейзажей из Эрмитажа
Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов», вторая половина 16 века, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Библейские сюжеты были одной из основных тем фламандской живописи 16–17 веков. «Поклонение волхвов» Брейгеля Младшего — копия с картины его отца, основателя династии живописцев Питера Брейгеля Старшего.

Художник смещает внимание с одной из главных евангельских сцен на повседневную жизнь фламандской деревушки: поклонение волхвов младенцу Христу изображено в левом углу картины и почти не выделяется среди множества других эпизодов картины. Несмотря на важность сюжета, фигуры Девы Марии и Христа едва намечены. Явление волхвов с караваном богато украшенных верблюдов не отвлекает горожан от их будничных дел: они носят воду, собирают хворост, отправляются на охоту и готовят еду.

В отличие от оригинала Брейгеля-отца, где идет снег, у Брейгеля-сына снега нет. Тем не менее люди на картине согнуты, будто заслоняются от непогоды. Художник тщательно прорисовывает зимний пейзаж: четко выделяются голые ветви деревьев с сидящими на них птицами, крыши домов и земля покрыты снегом, а по льду канала катается в деревянных санках ребенок.

Иост Корнелис Дрохслот, «Зимний вид Утрехта»

02_5 удивительных зимних пейзажей из Эрмитажа
Иост Корнелис Дрохслот. «Зимний вид Утрехта», 1620-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Внимание к повседневному быту обычных людей — отличительная черта живописи голландских художников Золотого века. На творчество Дрохслота оказали влияние работы семейства Брейгелей, в частности, разработка ими многофигурных жанровых сцен. Как и у Брейгелей, на картинах Дрохслота многочисленные персонажи тщательно выписаны, у каждого героя свои, лишь ему присущие черты и история.

Художник педантично воссоздает картину зимнего голландского городка: под ясным морозным небом возвышаются мельницы, а на застывшем канале царит оживление. Дети гоняют по льду камушки, горожане катаются на коньках, собаки вертятся вокруг хозяев, степенные бюргеры беседуют на берегу.

На переднем плане пара держится за руки, стыдливо скрывая ладони в муфте, а богатый бюргер с усиками рад встрече с дамой в синем платье и черном чепце и взволнованно придерживает ее руку. Чепчики, фасоны шляп, банты на чулках и кружево воротников, загнутые носки обуви — любовно выписанные мельчайшие детали картины создают ощущение сопричастности зрителя жизни голландского городка 17 века.

Изак ван Остаде, «Зимний вид»

03_5 удивительных зимних пейзажей из Эрмитажа
Изак ван Остаде. «Зимний вид», около 1648 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Излюбленной темой нидерландского художника Изака ван Остаде было изображение замерзшей воды — «катков». Как и его предшественники, Остаде имел склонность к эффектам однотонного сероватого характера, передавая при помощи светотени разные состояние природы.

На картине «Зимний вид» художник изображает типичный голландский пейзаж на фоне угасающего дня: деревушка на берегу замерзшего озера, харчевня и колокольня, мельница на заднем плане и мачты рыбачьих лодок. По льду катается в деревянных санках мальчишка, пара богатых горожан собираются прокатиться на санях, а крестьянин несет вязанку дров.

Художник мастерски передает состояние угасающей природы: короткий зимний день меркнет на глазах, пробивающийся через пелену облаков свет не в силах разогнать ранние сумерки, а над острым шпилем колокольни кружат черные птицы. Тщательно прорисованные фигуры людей и животных и отражение воздушного неба во льду превращают «каток» в подлинный шедевр мастера.

Юлий Клевер, «Зимний пейзаж»

04_5 удивительных зимних пейзажей из Эрмитажа
Юлий Клевер. «Зимний пейзаж», 1877 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Пейзажист Юлий Клевер много работал с натурой и любил писать северную природу. Лучше всего ему удавались зимние закаты, часто отличающиеся театрализованными эффектами освещения и драматизацией пространства.

Художник ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта и контура: везущий сани мальчик лишь намечен темными красками, а залитые закатным светом белоснежные стены собора и заснеженные крыши резко контрастируют с темными избами. Черные ветви деревьев устремлены в играющее теплыми красками небо, на одном из деревьев тщательно выписан скворечник, а в небе кружат черные птицы. Но картина не оставляет ощущения мрачности — на холсте много воздуха, словно наполненного теплым закатным светом.

Василий Кандинский, «Зимний пейзаж»

05_5 удивительных зимних пейзажей из Эрмитажа
Василий Кандинский. «Зимний пейзаж» («Белый пейзаж»), 1909 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

«Зимний пейзаж» Василий Кандинский написал в мюнхенский период творчества. Пейзажи художника в это время отличались цветовым диссонансом — это влияние французских постимпрессионистов, главным образом Поля Сезанна и Ван Гога.

Зимнее настроение Кандинский передает на контрасте насыщенного синего и желтых цветов, а теплая цветовая гамма с яркими оттенками розового подчеркивает камерную атмосферу полотна. Взрыв чистого цвета, ровные линии и простая композиция картины передают ощущение зимней тишины и уюта.

Для справки

Полюбоваться этими и другими зимними пейзажами вы можете в Государственном Эрмитаже. Банк ВТБ и музей связывают давние партнерские отношения. В 2017 году при поддержке банка в музее прошла выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь». В 2019 году банк выступил генеральным спонсором выставки «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова», в декабре 2020 года — выставки «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре», а в 2021 году при поддержке ВТБ в Эрмитаже открылась выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».