Жизнь Ивана Айвазовского в 10 картинах
Взгляд на творчество главного мариниста России с высоты XXI века
Писать в XXI веке про Ивана Айвазовского — дело непростое. Казалось бы, что нового можно сказать о живописце, творчество которого в нашей стране знает каждый с раннего детства? Тем не менее мы попробуем. Вспомним о его ранних работах, поговорим об эволюции стиля, расскажем о путешествиях и малоизвестных фактах биографии. И все — через призму работ мастера.
«Морской берег», 1840 год
Талант к живописи у Айвазовского проявился еще в юности, но обязательным условием поступления в Академию художеств являлось дворянское происхождение, которого у молодого художника не было. В дело вмешался градоначальник Феодосии Александр Казначеев, по просьбе которого Айвазовского приняли в Академию художеств, и он переехал в Санкт-Петербург. После обучения художнику была положена стажировка в Европе за счет государства. «Морской берег» — последнее произведение перед тем, как Айвазовский отправился в длительное заграничное путешествие.
«Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджио», 1844 год
После окончания Академии художеств Айвазовский получил право на заграничную поездку по Европе. Одна из главных его задач здесь — встретиться с родным братом Габриэлем, который воспитывался и проходил обучение в монастыре на острове Святого Лазаря близ Венеции. Художник сразу же отправился туда, встреча состоялась.
«Лунная ночь на Капри», 1841 год
Когда после окончания Академии художеств Айвазовский проходил стажировку в Италии, с ним случилась забавная история. В галерею, в которой продавались его картины, стал чуть ли не ежедневно приходить молодой итальянец. И вот однажды, набравшись смелости, он подошел к Айвазовскому и сказал примерно следующее: «Вы — художник, у вас много картин, а я — бакалейщик, и у меня много колбасы, давайте меняться!» Айвазовского так поразила человеческая простота и открытость, что он почти сразу же согласился на обмен, который вскоре на самом деле состоялся.
«Вид Леандровой башни в Константинополе», 1848 год
За свою жизнь Айвазовский увидел множество городов: Париж, Рим, Венецию, Афины, Ниццу, Тифлис, Нью-Йорк и многие другие, но главной его любовью навсегда стал Константинополь. Именно этому городу, где встречаются Европа и Азия, разделенные проливом Босфор, художник посвятил больше всего своих картин. В 1878 году, когда в Сан-Стефано подписывался мирный русско-турецкий договор, по решению турецкой стороны зал переговоров был украшен полотнами Айвазовского, приобретенными у него султаном Абдул-Хамидом II.
«Лунная ночь. Купальня в Феодосии», 1853 год
Айвазовский любил эксперименты. И его пейзажи, вмонтированные в фотографии, — яркое тому подтверждение. Другими его экспериментами считались так называемые открытки от Айвазовского. В мастерской художника была отдельная комната, где работали его помощники. Они наносили губкой на картон раствор из сепии и чернил. Затем Айвазовский проводил линию горизонта, наносил силуэт горы и корабля, ставил свою подпись. Такие открытки-визитки получали все посетители его галереи, и, даже если они не совершали покупку в день визита, такой сувенир отчасти обязывал их вернуться.
«Украинский пейзаж с чумаками при луне», 1869 год
Чаще всего на сухопутные картины Айвазовского вдохновляли пейзажи Украины. Эта картина посвящена чумакам — торговцам, которые закупали соль и рыбу у берегов Черного и Азовского морей, а потом развозили ее по ярмаркам. Работа эта считалась очень опасной, так как ночью на них могли напасть грабители. До появления железных дорог чумаки играли важную роль в торговых связях Украины. Но, несмотря на очарование жанровых сцен и пейзажей Айвазовского, по данным мировых аукционов, даже сегодня они стоят в три-четыре раза дешевле, чем марины его кисти.
«Радуга», 1873 год
В начале 1870-х годов в моду вошел суровый реализм художников-передвижников, и публика стала обвинять Айвазовского в нереалистичности его восходов и закатов. Айвазовский в это время уже считался одним из первых живописцев страны, был любим государем и мог бы на эту критику не реагировать. Но художник пишет работу «Радуга», в которой впервые воссоздает по-настоящему тревожную воду, смешивая холодные серые оттенки краски. Начиная с 1873 года колорит картин живописца существенно меняется — теперь в них преобладают темные тона.
«Черное море», 1881 год
Эта картина потрясла современников своей реалистичностью. Впервые Айвазовский написал не бушующее море, пенящиеся волны и тревожно раскачивающиеся корабли, а сумел передать энергию бури, зарождающейся в глубине, через выразительный цвет. Иван Крамской был настолько впечатлен произведением, что поместил его изображение в правый верхний угол своей самой драматичной картины «Неутешное горе» 1884 года (посвященной смерти его ребенка).
«У берегов Кавказа», 1885 год
Айвазовский несколько раз был на Кавказе. Картины из первой поездки посвящены солнечным пейзажам и маринам, но перед нами картина более позднего периода творчества художника. В это время он ступил на путь реалистичной живописи, в которой есть не только умиротворенная природа, но и бушующая, отчаянная и опасная стихия. Айвазовский рассказывает нам про море, которое равнодушно к человеческому страху.
«У крымских берегов», 1890-е
Когда у Айвазовского спросили, какие из своих картин ему нравятся больше всего, он ответил, что те, в которых луч света наиболее яркий. К фирменным приемам художника относится, например, «набегающая волна», которую мы можем рассмотреть на многих его полотнах. Сам живописец признавался, что зритель, рассматривая произведение, сначала обращает внимание на источник света, а затем на участки картины, освещенные им. И светлая часть картины, если присмотреться, выписана наиболее четко и детально, в то время как другие участки полотна (на которые луч света не попадает) изображены более посредственно.
На крымском берегу — в родной Феодосии — провел свои последние дни и сам художник. В том же месте, где когда-то и начинал свой путь, который был освещен самым ярким лучом из возможных.
Увидеть вживую картины Ивана Айвазовского вы можете в основных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние дружеские и партнерские отношения.