Портрет
Г.Л.Гиршман
Валентин
Александрович
Серов
1907
Холст, масло
«Многие добивались чести иметь портрет кисти Валентина Серова, но многие и боялись его всевидящего глаза», — вспоминала дочь художника Ольга. Неудивительно, ведь кисть Cерова называли острой и даже насмешливой. Жена известного финансиста и мецената Владимира Осиповича Гиршмана Генриетта Гиршман «всевидящего глаза» не боялась и с 1904 по 1911 год заказала Серову пять собственных портретов, жемчужиной среди которых по праву считается портрет у туалетного столика. Работа над картиной продолжалась в течение года, и в 1907-м родился шедевр, который, по мнению Мартироса Сарьяна, можно поставить в один ряд с «Девочкой с персиками» и «Девушкой, освещенной солнцем».
Портрет написан с низкой точки, что придает фигуре дополнительную значимость. Генриетта стоит спиной к зеркалу, но при этом кажется, будто она разглядывает свое отражение. Серов великолепно умел выбирать позы и жесты для своих моделей: здесь Гиршман вроде бы поправляет рукой меховое боа, но истинная цель — продемонстрировать богатые украшения на своих пальцах.
В зеркале можно разглядеть отражение художника — это единственная работа Серова, где воссоздан диалог мастера и модели. Серов сосредоточен, и это не поза: даже будучи признанным мастером, он всякий раз очень волновался и не всегда был доволен своей работой. Мог запросто уничтожить почти законченный портрет и начать по новой.
Генриетта Гиршман изображена стоящей спиной к будуарному столику карельской березы. Стол в стиле русский ампир — часть гарнитура начала XIX века, приобретенного Владимиром Осиповичем Гиршманом незадолго до начала работы над портретом. Именно появление этой детали интерьера помогло Валентину Серову понять, каким должен быть портрет.
Стекло на столе – примета времени, ведь лет за двадцать до этого на стол стекла еще не клали. Но с бурным развитием парфюмерии в конце XIX века столешницы пришлось защищать, поскольку даже маленькая капелька духов и одеколона, имевших спиртовую основу, моментально портила полированную поверхность, покрытую дорогим шеллаком, тоже имевшим в своей основе спирт.
Обилие небольших вещей в комнате — примета главенствующего в начале XX века стиля модерн с его стремлением к уюту. На стене, в рамке красного дерева — плакетка, посвященная войне 1812 года. Учитывая, что портрет был написан в 1907 году, плакетке уже недалеко до столетнего юбилея. Вспомним страсть супруга модели Владимира Осиповича Гиршмана к собирательству древностей.
Интересно, что портрет Гиршман удался не сразу. Несколько раз Валентин Серов делал наброски и каждый раз сетовал: вместо светской львицы получается провинциальная барышня. Решение нашлось неожиданно. Однажды, увидев модель в будуаре, обставленном недавно приобретенной мебелью, Серов нашел подходящую натуру.