Шесть красавиц и Лев Николаевич
Раскрываем тайны знаменитых портретов Третьяковки
Кем на самом деле была таинственная героиня Ивана Крамского, зачем Илья Репин превратил бальное платье в одеяние монахини и почему Константин Сомов несколько лет писал «Даму в голубом» — раскрываем секреты портретов из собрания Третьяковской галереи.
«Княжна Тараканова»
Константин Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Кем была на самом деле девушка, назвавшая себя Елизаветой Таракановой, дочерью императрицы Елизаветы Петровны — доподлинно неизвестно. Обстоятельства ее гибели также вызывают вопросы: по одной версии, она умерла в Петропавловской крепости от чахотки, по другой, погибла в камере во время страшного наводнения 1777 года.
Вторую версию трагического финала жизни прекрасной авантюристки изобразил Константин Флавицкий. Основной акцент сделан на контрастах между роскошью и нищетой, цветущей молодостью и неизбежной смертью. Пышное платье и мрачные тюремные стены, отчаяние на лице княжны и неумолимо прибывающая в камере вода, суетящиеся у ног крысы и никого, кто бы пришел ей на помощь. За эту картину художник получил звание профессора, даже не будучи академиком.
«Неизвестная»
Иван Крамской. «Неизвестная», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Точно неизвестно, кто послужил моделью Крамскому при создании таинственной незнакомки. Портрет появился на 11-й выставке передвижников и сразу породил разноречивые толки. Критики и искусствоведы называли модно одетую героиню с печальным взглядом «кокоткой в коляске», «дорогой камелией» и даже «одним из исчадий больших городов».
Отделанная перьями шляпка по последнему слову моды, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами пальто, роскошная муфта, золотой браслет — казалось бы, все детали туалета указывают на состоятельность и пристойность. Но в высших кругах было не принято строго следовать модным правилам, а вызывающий вид, полное одиночество героини и тоска в лице и вовсе выдают даму полусвета. Эффектная подача модели на фоне широкого и пустынного Невского проспекта подчеркивает многоплановость картины и заостряет моральную проблематику выставляемой напоказ красоты.
«Девочка с персиками»
Валентин Серов. «Девочка с персиками», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Художник изобразил юную Веру, дочь коллекционера и мецената Саввы Мамонтова в импрессионистской манере и произвел настоящий фурор среди художников и зрителей. Серов соединил дробные мазки чистых теплых и холодных оттенков, тонко выписанное лицо девочки с более крупными мазками заднего фона, натюрморта на столе и блузки. Сквозь окно со схематичным пейзажем льется теплый рассеянный свет, а выращенные в абрамцевской оранжерее персики напоминают об уходящем лете. Художнику удалось передать ощущение свежести и молодости, хотя это и стоило Вере целого месяца позирования.
«Монахиня» Ильи Репина
Илья Репин. «Монахиня», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Прекрасная Софья Шевцова, сестра жены Репина, позировала ему в бальном платье с высокой прической. Во время одного из сеансов модель и художник крепко поссорились и выведенный из себя Репин переписал бальный наряд на черное монашеское одеяние. Кружевные рукава, пышная прическа — все скрылось под строгим черным платом, а веер в руках сменился четками. Лишь выражение лица, неподобающее смиренной христовой невесте, осталось прежним. Подмена обнаружилась при рентгенограмме полотна, так как художник не счистил первый красочный слой.
«Всадница»
Карл Брюллов. «Всадница. Портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой — Джованнины и Амацилии», 1832 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Долгое время считалось, что на картине изображена сама Юлия Самойлова, однако исследования подтвердили, что Брюллов написал портрет двух ее воспитанниц. Старшая Джованнина восседает на вороном коне в духе парадных конных портретов полководцев и императоров. Лицо всадницы безмятежно, хотя конь под ней горячится и пытается встать на дыбы. «Летящий ангел» словно парит в воздухе, воплощая романтический мотив покоряющейся красоте дикой силы.
Младшая Амацилия с детской непосредственностью выбежала на террасу и с восхищением смотрит на сестру. Художник пренебрегает законами физики в угоду красоте — локоны главной героини неподвижны, а вуаль на шляпке и кроны деревьев направлены в разные стороны.
«Дама в голубом»
Константин Сомов. «Дама в голубом», 1897–1900 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Моделью для самого известного ретроспективного портрета Константина Сомова, одного из основателей объединения «Мир искусств», стала молодая художница Елизавета Мартынова. Она обладала особой эфемерной красотой и непростым характером, которые Сомов удачно передал в духе галантного 18 века. Продолжительность работы над портретом была вызвана болезнью Мартыновой — она была вынуждена несколько раз прерывать сеансы из-за туберкулеза. Отсюда и явно болезненная хрупкость героини, и тоска в ее глазах.
Бледная кожа и холодный цвет платья подчеркивают отрешенность героини, а правой рукой она словно отгораживается от зрителя. Мотив отдаления повторяет живая изгородь, словно ширмой отделяющий даму от влюбленных на заднем плане и самого Сомова, изображенного во фраке и с тросточкой. Меланхолично догорающий закат аккомпанирует одиночеству героини. Через пять лет после написания портрета болезнь завершит земной путь Мартыновой, а «Дама в голубом» станет одним из самых известных портретов кисти Сомова.
«Портрет писателя графа Льва Николаевича Толстого»
Николай Ге. «Портрет писателя графа Льва Николаевича Толстого», 1884 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Сам художник так писал о своей работе: «В этом портрете я передал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке». Лев Николаевич изображен в кабинете за работой. Нейтральный фон не отвлекает от главного — человека и его дела. Ге удалось схватить процесс мышления, момент внутренней сосредоточенности, напряженной и одновременно естественной. Боковой свет моделирует высокий лоб, часть щеки и бороду, но в портрете нет мрачных теней, а свет изменяется от холодного к теплому. Рука легко держит перо, а просторная блуза не стесняет движений. Мыслитель, писатель и философ полностью погружен в работу.
Увидеть эти картины вживую можно в Третьяковской галерее, давним другом и партнером которой выступает банк ВТБ. При поддержке банка в музее прошло множество событий, среди которых — выставки Серова, Айвазовского, Верещагина, Репина, Врубеля.