Русский импрессионизм в лицах

Знакомимся с работами Коровина, Серова и Грабаря

Импрессионизм возник во Франции — мы знаем это направление благодаря Мане, Моне, Ренуару, Дега, Сезанну. Но он распространился гораздо дальше Франции, потому что этого требовало время. Академизм уже не был универсальным ответом, художники все больше экспериментировали, меняли форму, цвет и свет.

В Россию импрессионизм пришел в конце 19-го века. Он появился в эпоху ускоренного развития страны, поэтому соединил в себе множество черт и других стилистических направлений. В русском импрессионизме было гораздо больше национальных проявлений, чем во французском, но форма также преобладала над содержанием.

Русский импрессионизм тяготел к смыслу больше зарубежного, художникам было важно сохранять значение образов. В нем проявлялась этюдность — незавершенность делала произведения живее. Русские художники стали делать акцент не только на впечатлении от увиденного, но и на внутренних переживаниях.

Если сначала импрессионизмом был новшеством, позже он стал ступенью обучения других художников. Например, Петров-Водкин, Кандинский и Малевич тоже работали в этом жанре на пути к авангардизму. Но чтобы во всем разобраться, посмотрим на картины самых известных мастеров жанра. Их и сейчас можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.


Константин Коровин — первопроходец импрессионизма в России

01_Русский импрессионизм в лицах
Константин Коровин. «Портрет хористки», 1883 или 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

История русского импрессионизма началась с картины Константина Коровина «Портрет хористки». Публика осудила и не приняла новый жанр, но художник не переставал вдохновляться французскими импрессионистами и много времени провел в Париже. За первые двадцать лет 20-го века он написал серию французских пейзажей — «Париж. Утро» как раз один из них.

02_Русский импрессионизм в лицах
Константин Коровин. «Париж. Утро», 1906 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Он узнал об импрессионизме благодаря другому художнику — Поленову. Поначалу Коровин интуитивно работал в этом жанре и только потом увидел работы французов. Несмотря на такой интерес к Франции, другие его работы подтверждали и любовь к Родине. Например, «Северная Идиллия», сохранившая черты русского фольклора.

03_Русский импрессионизм в лицах
Константин Коровин. «Северная идиллия», 1886 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В творческом кружке Саввы Мамонтова он познакомился с Валентином Серовым. Они стали первопроходцами нового направления живописи в стране.

«Земное окружение, леса, цветы, реки наши и озера, одним словом — природа, созерцание ее было самым существенным в моем детстве и осталось самым дорогим и родным сердцу на всю жизнь. Природа захватывала всего меня, с головой, с сердцем и душою, давала настроение, как если бы ее изменения были слиты с моей душой. Солнечные голубые дни, золотые осени, яркие вёсны и зимние снега, грозы, мрачная непогода, сумрак, бурные или лунные ночи — все в равной степени пленяло и впечатляло меня. Это было для моей жизни и чувств самое главное», — признавался Коровин.


Валентин Серов — легкость и этюдность работ

04_Русский импрессионизм в лицах
Валентин Серов. «Девочка с персиками», 1887, Государственная третьяковская галерея © Public domain

Валентин Серов написал знаменитую «Девочку с персиками» в 22 года. Уже здесь видны отличия импрессионизма и уход от классических форм — светлый фон вместо привычного затемнения и внимание к деталям, а не только портрету. Серову было важно запечатлевать не только людей и вещи, но и состояние. Обычно импрессионисты писали картины быстро, но Серов не спешил — «Девочку с персиками» он создавал три месяца. «Быстро, с налету, всякий может сделать, а вот напишите во сто сеансов, да так, чтобы сохранилась вся свежесть одного», — утверждал он.

Среди работ Серова особое место занимает портрет Константина Коровина. Интересно, что над портретом близкого друга Серов работает в нехарактерной для себя манере. Портрет непохож на все остальные работы художника и больше напоминает стиль самого Коровина. Он удивительно передает характер Константина Алексеевича, ощущение небрежности, легкости, сибаритства.

05_Русский импрессионизм в лицах
Валентин Серов. «Портрет художника К.А. Коровина», 1891 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

А в портрете Мики Морозова видна знаменитая этюдная манера Серова. Она помогает показать ребенка, который смотрит на мир с интересом, с широко раскрытыми глазами.

06_Русский импрессионизм в лицах
Валентин Серов. «Мика Морозов», 1901 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Серов всегда был художником гуманистом, а его картины похожи на поэзию на холсте: в них много свежести, света и любви к деталям. Большое влияние на Серова оказал Репин, который признавался: «Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем более вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования».


Игорь Грабарь — художник, просветитель, исследователь

07_Русский импрессионизм в лицах
Игорь Грабарь. «Мартовский снег», 1921, Государственная третьяковская галерея © Public domain

Игорь Грабарь был представителем позднего импрессионизма. Он вдохновился французскими мастерами, но пока те изображали цветущие сады, Грабарь писал русскую зиму. Пейзажи и бытовые сюжеты занимают почти все его творчество. Особенно Грабарь любил иней — он мог часами выводить снежные узоры. Грабарь работал даже на морозе. Краска застывала, но он все равно старался поймать нужный момент и сохранить его в вечности. Он даже изобрел «траншейный метод» — вырыл траншею в снегу, лег в нее с мольбертом и писал лежа. Позже он не раз использовал этот метод на зимних пленэрах. Вот как сам художник описывает это неожиданное открытие во время работы над пейзажем «Февральская лазурь»:

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

08_Русский импрессионизм в лицах
Игорь Грабарь. «Февральская лазурь», 1904 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Грабарь известен не только своей живописью, но и любовью к науке. Из-за этого его даже называют научным импрессионистом — он исследовал свет и цвет, чтобы лучше писать их. А еще художник был директором Третьяковской галереи. Он первый составил каталог галереи, расположил произведения в хронологическом порядке и с тех пор не только создавал свои картины, но и устраивал громкие выставки других художников — Врубеля, Репина, Коровина, Левицкого.

Для справки

Увидеть больше работ Коровина, Серова и Грабаря можно в Государственной Третьяковской галерее. Банк ВТБ является давним партнером музея и поддерживает его культурные инициативы.