27 май 2022

«Каждая исследованная мумия хранит секреты, о которых мы раньше не знали»

Интервью с куратором выставки искусства Древнего Египта Ольгой Васильевой

01_«Каждая исследованная мумия хранит секреты, о которых мы раньше не знали»
Ольга Васильева — куратор выставки «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия», заведующая отделом Древнего Востока, кандидат исторических наук © Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» — уникальный проект, где впервые можно увидеть древнеегипетские мумии и их реконструкцию. В разговоре с куратором выставки Ольгой Васильевой мы узнали много нового: как сканировали мумии и выясняли, что они древнее, чем думали раньше, почему древние египтяне обустраивали гробницу как второй дом, что ждет египетские залы музея в будущем.

— Расскажите про идею выставки. Как вы решили поместить в центр именно мумий?

— Этот подход связан с исследовательским проектом, который мы делали совместно с Курчатовским институтом. Наше сотрудничество началось в 2017 году, и уже тогда мы решили, что итогом проекта станет выставка, а также издание к выставке и научные публикации. За время проекта мы отсканировали сначала девять мумий, а потом еще одну, которую доделали реставраторы.

Тогда мы еще не знали, в какой форме все представим, каким будет дизайн выставки. Показ мумий довольно проблематичный, особенно для художественного музея. А в последнее время еще поднимаются вопросы этического характера. Британский музей проводил симпозиум о вопросах экспонирования человеческих останков, насколько это приемлемо и этично. Каждый музей принимает решение сам. Например, Британский музей спокойно показывает мумии, а в Мюнхене их все убрали, кроме одной детской, где есть фаюмский портрет. У нас тоже были эти вопросы, но мы их решили в процессе подготовки выставки, когда отобрали все памятники и предметы, которые будем выставлять.

— А как складывался дизайн выставки?

— Нас долго мучил вопрос, как размещать мумии. Здесь большое спасибо нашему дизайнеру, Анне Каменских. Ориентируясь на наши пожелания, она сделала конструкцию в Белом зале, перегородку, которая не сразу открывает все мумии, создает эффект, как будто они спрятаны. Мы изначально хотели показывать мумии в полумраке или в закрытых отсеках, не на всеобщем обозрении. Только одна мумия находится в зале, где показаны и мумии животных, она открыта. У нее очень красивое пеленание, позолоченная маска.

02_«Каждая исследованная мумия хранит секреты, о которых мы раньше не знали»
Экспонат выставки «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Владимир Астапкович, РИА Новости

Важно подчеркнуть, что для египтян мумия как таковая — это спеленатое тело, и если мумия плотно завернута и размещена в саркофаге, то это нормально. Но есть мумии в плохой сохранности, частично развернутые, это уже не очень хорошо. Но мы все равно приняли решение показать все десять мумий, потому что в нашем проекте были исследованы эти останки. Единственное, от чего мы отказались — это демонстрировать фрагменты человеческих тел, которые тоже есть в коллекции. А в Курчатовском институте мы исследовали семь человеческих голов: проводили антропологические и химические исследования, как и с остальными мумиями. Но выставлять их мы не стали, так же, как и отдельные руки и ноги мумий.

— В чем уникальность этой выставки?

— Во-первых, таких выставок никогда не было. 20 лет назад мы проводили выставку «Путь к бессмертию», но тогда не выставляли мумии, только предметы погребального культа, памятники скульптуры и мелкой пластики.

Во-вторых, в этой выставке сочетаются современные мультимедийные технологии, которым посвящен специальный зал, и классическая экспозиция древнего искусства. Я думаю, мало какие выставки могут похвастаться такой концепцией. Отдельный зал, где показана реконструкция облика египтян, образовался внезапно, мы его сначала не планировали. Мы хотели включить мультимедийную часть прямо в саму экспозицию, но потом поняли, что это можно выделить, и получилось удачно.

Реконструкции облика, ролик по распеленыванию мумий тоже уникальный. Я надеюсь, что позже, после ремонта, в новой экспозиции мы сможем показывать этот ролик на экранах.

— Расскажите про сотрудничество с Курчатовским институтом. Какие интересные или неожиданные находки сделали за время проекта?

— Мы сотрудничали в основном с Курчатовским институтом, но в дополнение к проекту, в 2020 году мы провели рентген и исследование останков ребенка, которые у нас были в глиняном гробике. Гробик оказался фальшивым, сделанным антикваром. А останки ребенка, которые там находятся, относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры, то есть это древнейшая мумия в России. Почему мумия — на останках были найдены следы бальзамирующего вещества, и в составе вещества был битум. Раньше считали, что битум использовался, начиная с эпохи Нового царства. Это примерно 16 век до нашей эры. А у нас останки из четвертого тысячелетия, то есть можно сделать вывод, что начало мумификации относится к доисторическому периоду. Это достаточно серьезное открытие.

А по исследованиям, которые мы делали с Курчатовским институтом, можно сказать, что вся полученная информация стала открытием. Про мумии мы знали очень мало, только то, что можно увидеть снаружи: пеленание, украшения, маски. Мы датировали мумии по стилистическим признакам. Но когда начались исследования, у нас появилась информация о том, какого пола мумии, какой у них возраст. Также при КТ-сканировании можно определить особенности пеленания: мы виртуально разворачиваем мумию, и такими неразрушающими методами можно вплоть до скелета послойно ее распеленать и обнаружить, есть ли там какие-нибудь амулеты или внутренние вкладыши, а также увидеть особенности процесса бальзамирования. Например, удалялись ли внутренности.

Техника мумификации менялась со временем. В более поздний период часто не удаляли мозг и некоторые внутренние органы. А в других мумиях внутренние органы забальзамированы. Например, печень, легкие, кишечник были извлечены из тела, засыпаны натроном, как и само тело, и завернуты в льняную ткань. Затем эти пакеты с внутренностями были помещены обратно в тело мумии. Такие висцеральные пакеты, как их называют, были обнаружены в некоторых наших мумиях.

У нас есть мумия женщины, которая забальзамирована по всем правилам. Это идеальная мумификация: удален мозг, вместо глаз в глазные впадины вставлены кусочки бинтов, руки сложены на груди. Я обращаю на это внимание, потому что на многих мумиях заметны уже посмертные повреждения. Бальзамировщики иногда обращались с телом не очень аккуратно, так, что и голова могла повреждаться и отделяться от тела, и руки ломались, и грудная клетка. Иногда при исследовании эти повреждения мумий принимают за прижизненные. Это весьма трудно определить, прижизненные или нет, но, скорее всего, большинство из них — посмертные.

Судебные медики и антропологи, которые работали в проекте, по характеру повреждений на одной из мумий предположили, что, возможно, этот человек погиб насильственной смертью. У него повреждение черепа, характерное для удара каким-то орудием, топором, например. А у двух мумий были обнаружены днк-возбудители вирусных инфекций. Нашли сыпной тиф и газовую гангрену. Возможно, это и явилось причиной смерти.

В результате генетического анализа был исследован антропологический тип людей. Египтяне относятся к европеоидной расе, средиземноморскому типу. Девять наших мумий относятся к этому типу, а одна — к негроидному. Но это не удивительно, ведь Египет граничит на юге с Нубией, или страной Куш, как они ее называли — современный Судан. Понятно, что было смешение населения.

03_«Каждая исследованная мумия хранит секреты, о которых мы раньше не знали»
На выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Владимир Астапкович, РИА Новости

Еще интересные наблюдения: все мумии, которые лежат у нас в саркофагах, не соответствуют своим вместилищам. На саркофаге может быть женское имя, а внутри мужская мумия. Так происходит, потому что в 19 веке антиквары часто брали мумии и помещали их в саркофаг. Такой объект можно было продать дороже, поэтому антиквары делали это ради выгоды.

Также мы обнаружили псевдомумии. Первый вариант — это просто фальшивая мумия, так называемая мумия младенца. Это небольшой сверток, которому придана форма детской мумии, на ней лежит фрагмент подлинного картонажа — это чехол из прокленных бинтов, покрытых гипсом и раскрашенных. А когда сделали КТ, внутри обнаружили просто цилиндрический объект, палку, обмотанную бинтами. Такие детские псевдомумии были популярны в 19 веке. Их изготавливали торговцы, чтобы подороже продать, так как детских мумий известно мало.

Второй вариант — псевдомумии животных, у нас есть псевдособака и псевдоибис. Это уже творчество древних мастеров. Часто свертки с косточками, фрагментами животных помещали в мумии, которые по форме изображают ибиса, то есть священное животное бога Тота. Внутри этой мумии, однако, были обнаружены останки двух голубей. Такие объекты были заменителями подлинной мумии редкой птицы ибиса и продавались в храмах Тота. В мумии собаки ничего не сохранилось, просто искусственная конструкция, но сверток имеет форму собаки, даже есть ушки из костяных пластин, причем эти пластины — фаланги человеческого пальца.

У женской мумии с позолоченной маской интересное и плотное пеленание, которое сверху имеет форму ромбиков. Каждый ромбик в центре украшен круглой позолоченной пуговицей, сделанной из глины. У мумии, судя по КТ-сканированию, сохранилась прическа — пучок сзади и букли по бокам. Эта прическа похожа на женские прически на фаюмских портретах, и сама мумия одного времени с этими портретами — первый век нашей эры. Под кистями рук на снимке виден круглый сверток, похожий на льняное кольцо. Что это такое, мы не знаем. Возможно, некий текстильный амулет, связанный с солнечной символикой.

— Помимо мумий на выставке можно увидеть предметы быта египтян. Как они помогают раскрыть концепцию выставки, показать представления египтян о жизни и смерти?

— Когда мы готовили выставку, то понимали, что просто одни мумии показывать нельзя. Мы заранее хотели включить мумии в контекст, а заодно выставить памятники, многие из которых хранились в запасниках и были недоступны широкой публике. Все предметы относятся к погребальному культу, потому что наши основные источники по Египту — это находки из гробниц. Поэтому на выставке представлены прежде всего предметы, которые служили украшением или оформлением мумий: маски, картонажи, накладки на мумии, амулеты, саркофаги, чехлы мумий. Мы показываем, как египтяне воспринимали бессмертие и как они конструировали мир гробницы, в котором должен был жить умерший.

Не все египтяне могли пройти через ритуал мумификации, который соединял человека с богом Осирисом для продолжения своей жизни, в какой-то иной форме. Ритуалы, обеспечивающие продолжение жизни, были доступны только состоятельным людям. Во-первых, очень дорого стоило полотно, сами льняные бинты для мумий. Поэтому люди, у которых не было таких возможностей, хоронили своих родственников просто в песке, без всякой мумификации. Но они всегда клали в могилы какие-то мисочки с едой, хлебом, кувшины, в которые когда-то наливали воду или молоко. Часто мы видим в таких погребениях глиняные жертвенники с изображением хлеба, кусков мяса. Даже для небогатых погребений родственники хотели обеспечить нечто, что будет поддерживать их существование, а это, прежде всего, пища.

04_«Каждая исследованная мумия хранит секреты, о которых мы раньше не знали»
На выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Владимир Астапкович, РИА Новости

Богатые люди окружали себя всяческим изобилием, поэтому на выставке показаны и бытовые вещи. Человеку создавали словно загробную квартиру для будущей жизни, и туда можно было взять все предметы, которыми он пользовался при жизни. Была отдельная комната для саркофага — подземная погребальная камера, и наземные помещения, куда складывалось все добро: ларцы с тканями, папирусами, инструментами, ларцы с бытовой утварью, зеркала, шкатулочки, косметические принадлежности, флакончики.

Это свидетельство о повседневности, которое перенесено в другую реальность. Египтяне были настолько жизнелюбивы, что и не мыслили прекращения этой жизни, поэтому они создавали искусственную реальность для последующего существования, каменную гробницу. Там изображались сцены сельскохозяйственной деятельности, производство материальных благ, которыми будет наслаждаться умерший. И вещи, которыми пользовался хозяин, тоже переносились в иной мир. Иногда в гробницах даже находят мумифицированных животных — не священных, а домашних любимцев.

Эту концепцию бессмертия мы и показываем на выставке. Здесь представлены статуэтки слуг, деревянные изображения носильщиков, ткачих, женщин, растирающих зерно, писцов. То есть этот персонал, который функционировал в вельможеском хозяйстве, тоже будет присутствовать, как считали египтяне, в другом мире. Статуэтки ушебти или ответчики — это слуги, но сделаны в виде мумий и изображают самого владельца гробницы, который отвечает на призыв бога Осириса, призывающего работать на полях загробного мира.

Еще один пример — статуи из дерева или камня, изображающие самого хозяина. Они очень важны, так как египтяне считали, что в них воплощается двойник умершего — Ка. Он существует и при жизни человека, но невидим. А после смерти, так как тело мумифицируется, какая-то сущность в виде души — Ба — периодически соединяется с телом и покидает гробницу. Поэтому нужно еще как-то человека обессмертить, зафиксировать в стабильном состоянии. Египтяне считали, что изображение — лучший способ, ведь оно вызывает память о человеке. Поэтому статуя, особенно с надписанным именем, занимала важное место в гробнице. И не только статуи, но и рельефные, плоские изображения на стенах. Они также назывались «двойником».

— Есть планы на расширение постоянной экспозиции музея с учетом находок проекта?

— Такие планы есть, они входят в общий план развития музея. После реконструкции главного здания здесь будет целое крыло, посвященное цивилизациям Египта и Передней Азии. У нас будет больше пространства, поэтому мы хотели бы создать отдельный закуток, где будут представлены мумии, но не все, а спеленатые, красивые, в саркофагах. Мы хотим показать этот феномен египетской культуры, а также обязательно будем использовать те цифровые материалы, мультимедиа, которые сейчас есть на выставке. Пока мы вынуждены будем их хранить, не выставлять, но в будущем я надеюсь, что это займет свое место в экспозиции.

— Что вы можете посоветовать почитать или посмотреть дополнительно по теме, чтобы глубже погрузиться в культуру Египта?

— Тем, кто приходит на выставку, я бы посоветовала познакомиться с нашим изданием к выставке. В нем содержится информация о литературе, а также это память об увиденном, ведь потом мумии вернутся в запасник.

Я всегда также рекомендую обращаться к нашим музейным путеводителям по первому и шестому залам. Там тоже есть список литературы, а еще сведения о мумификации, загробном культе, божествах.

Очень хорош интернет-ресурс «Египтологический изборник». Там можно найти онлайн-версии многих книг. Например, очень полезная книга Андрея Олеговича Большакова «Человек и его двойник». Всем, кто хочет понять мировоззрение египтян, надо читать эту книгу. И еще одна вечно актуальная книга — «Древнеегипетские мифы» Милицы Матье. В предисловии содержатся сведения о египетском мировоззрении, о ритуале отверзания уст и очей, который входит в погребальный ритуал и происходит после мумификации.



Для справки

Выставку «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» можно успеть посетить до 31 мая 2022 года. Банк ВТБ выступает генеральным спонсором ГМИИ им. А.С. Пушкина.