Купцы, промышленники, тузы

13.04.2023

Главные меценаты дореволюционной России

Многие знаменитые картины, национальные галереи и музеи были созданы благодаря энтузиазму и труду меценатов. Рассказываем о самых известных купцах и предпринимателях, которые не жалели средств для искусства.

«Коршун» Павел Третьяков: купец и коллекционер

Илья Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова», 1901 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Павел Михайлович Третьяков — московский купец, владелец Костромской льнопрядильной мануфактуры и нескольких доходных домов в Москве — осенью 1852 года отправился в Петербург. Художественные собрания петровской столицы произвели на него неизгладимое впечатление.
«Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

Из письма Павла Третьякова к матери
Пораженный Третьяков со всей своей купеческой предприимчивостью начинает собирать картины. 22 мая 1856 года он приобретает первую картину будущей коллекции — работу Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Эта дата теперь отмечается как день рождения основанной им Третьяковской галереи.
Василий Худяков. «Стычка с финляндскими контрабандистами», 1853 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
За первой картиной последовали сотни других: часто конкурентом Третьякова за ту или иную работу был сам самодержец всероссийский, и, пожалуй, это единственный человек, которому страстный коллекционер мог уступить понравившуюся ему картину.
«Для меня, искренно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие. Я желал бы оставить национальную галерею, т. е. состоящую из картин русских художников».

Павел Третьяков
«Завещательное письмо»
За 42 года неустанного собирательства — за глаза современники даже говорили, что у Третьякова «коршунские лапы и жадные объятия» — купец и меценат привлек внимание общества ко многим художникам, которые ныне почитаемы как классики русской национальной живописи.
Иван Шишкин. «Рожь», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Третьяков покупал картины передвижников, причем иногда сразу из мастерских: Суриков и Саврасов, Крамской и Перов, Шишкин, Васнецов, Репин, Куинджи, Савицкий, Ге… Список можно продолжать долго, как и перечислять имена деятелей русской культуры, коллекция портретов которых была создана по заказу Третьякова.
В 1892 году Павел Михайлович подарил свою коллекцию, насчитывающую более двух тысяч картин, родной Москве. Сегодня Третьяковская галерея — главный музей национального искусства и гордость столицы.

Савва Морозов: предприниматель и театрал

Неизвестный автор. Савва Тимофеевич Морозов (1862–1905) — российский предприниматель и меценат © Public Domain
Савва Тимофеевич Морозов, один из богатейших купцов и предпринимателей Российской империи, благотворительную деятельность начал с радикальных преобразований отцовского дела. На унаследованных фабриках и мануфактурах он отменил штрафы для рабочих, построил дома и больницы и — неслыханное дело для того времени — ввел декретный отпуск для работниц.
Дореволюционная открытка с видом на здание Московского художественного театра (МХАТ) в Камергерском переулке города Москвы, Россия © Николай Винокуров / Фотобанк Лори
Страстью Морозова и его любимым детищем стал Московский художественный театр. Меценат спонсировал строительство нового здания театра в Камергерском переулке, вникал в детали и продумывал его внутреннее оформление. С подачи купца помещение оборудовали электрическим освещением, которым впоследствии заведовал сам Морозов, как и финансовой частью.
«Савва Тимофеевич Морозов не отставал от нас. Мы любовались, глядя, как он, солидный, немолодой человек, лазил по лестнице, вешая драпировки, картины, или носил мебель, вещи и расстилал ковры. С трогательным увлечением он отдавался этой работе…»

«Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Константин Станиславский

Савва Великолепный: железнодорожный магнат и покровитель искусств

Илья Репин. «Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова», 1878 год, Музей-заповедник «Абрамцево» © Public Domain
Савва Иванович Мамонтов, наследник одного из крупнейших винных откупщиков империи, с юных лет любил «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Так отец именовал увлечение сына театрами и драматическими кружками. Приобщение к торговому делу не помогло — после года работы в Баку и Персии Мамонтов отправляется поправить здоровье в Милан. Там он увлекается оперным пением, встречает будущую жену, а через пять лет покупает имение Абрамцево.
Илья Репин. «Абрамцево», 1880 год, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская область © Public Domain
Усадьба быстро становится местом притяжения художников, музыкантов, скульпторов и других людей искусства. В гостеприимном и хлебосольном доме Мамонтовых подолгу живут Илья Репин и Василий Поленов, братья Васнецовы, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Михаил Врубель и Василий Суриков. Валентин Серов пишет в столовой портрет дочери Саввы Веры — ту самую «Девочку с персиками». Виктор Васнецов в «Богатырях» увековечил не только сына Мамонтовых, позировавшего для Алеши Поповича, но и любимого жеребца хозяина дома по кличке Лис.
Валентин Серов. «Девочка с персиками», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Формируется так называемый Абрамцевский художественный кружок — творческое содружество людей искусства. В усадьбе занимаются живописью, ставят домашние спектакли, создают костюмы и декорации, поют, возрождают традиционные ремесла, осваивают производство майолики и строят каменную церковь.
Михаил Врубель. Камин «Микула Селянинович и Вольга», 1898–1900 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Mikhail Vrubel, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Из Абрамцева и созданной Мамонтовым Русской частной оперы на весь мир прогремел бас Федора Шаляпина, в мастерских усадьбы Михаил Врубель создал неповторимые майоликовые панно и камины, наконец, здесь были написаны картины, без которых немыслима русская живопись. Источником всех начинаний и верной опорой искусства во всех его проявлениях был увлекающийся и талантливый Савва Мамонтов.

Петр Щукин: купец, собиратель русской старины

Андрей Карелин. Российский коллекционер Петр Иванович Щукин. Конец 19 — начало 20 века © Public Domain
Петр Иванович Щукин происходил из рода купцов-старообрядцев, разбогатевших на торговле тканями и развитии мануфактур. Еще во время профессионального становления, в Лионе, Щукин начал собирать французские антикварные книги. По возвращении в Москву страсть к собирательству усиливается. Частично в этом были повинны частые деловые поездки на Нижегородскую ярмарку.
«Вообще на Нижегородской ярмарке сделал я почин по собиранию предметов Востока, точно так же, как потом сделал почин по собиранию старинных русских вещей, купив также серебряный жалованный ковш Яицкого войска».
Постепенно вырисовывается основное направление — коллекционирование предметов русской старины. Специально для коллекции Щукин строит сначала краснокирпичный терем в русском стиле на Малой Грузинской, затем пристраивает еще одно здание. Внутри хранились подлинные сокровища: старинное оружие и картины, церковная утварь и боярские кубки, ткани, образцы художественного литья, предметы быта дворян, бояр и крестьян, китайские свитки и японские ширмы, личные архивы декабристов, государственных деятелей и многое другое.
Василий Суриков. «Степан Разин», 1906 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
В сокровищнице Петра Щукина Василий Суриков пишет эскизы к своему «Степану Разину», Валентин Серов копирует персидские миниатюры, а Аполлинарий Васнецов изучает планы Москвы 17 века. Богатейшую коллекцию Щукин завещал Историческому музею, сегодня увидеть предметы из его собрания можно в Оружейной палате и Третьяковской галерее.

Алексей Бахрушин: благотворитель по наследству и основатель музея

Николай Андреев. «Портрет А. А. Бахрушина», 1923 год, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва © Public Domain
Алексей Александрович Бахрушин происходил из купеческого рода, известного широкой благотворительной деятельностью. Церкви и больницы, школы и приюты, профессиональный и любительский театр — Бахрушин спонсировал множество начинаний. Увековечить же имя ему помогла страсть к театральным артефактам.
По легенде, Бахрушин начал собирательскую деятельность с восточных редкостей и реликвий эпохи Наполеона. Однажды коллекционер поспорил с двоюродным братом, кто из них соберет больше театральных афиш. Азартный Бахрушин выиграл — и обрел дело всей своей жизни.
«Вскоре театральное собирательство превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина».

Из воспоминаний Ю. А. Бахрушина
В своем стремлении пополнить коллекцию Бахрушин проявлял удивлявшую современников активность: изучал антикварные лавки на Сухаревском рынке, ездил по России, манипулировал тщеславием актеров и умел пользоваться случаем. Так, однажды он добыл лайковую перчатку Марии Ермоловой со следами грима Томмазо Сальвини — приехавшего на гастроли в Москву итальянца.
Карл Фишер. Акт передачи театрального музея А. А. Бахрушина Академии наук. На фотографии — граф Константин Романов, Иван Бунин, Константин Станиславский, Алексей Бахрушин и другие. 1913 год © Public Domain
29 октября 1894 года Бахрушин впервые представил собранную им коллекцию публике — дата отмечается как день создания Театрального музея. Сегодня в коллекции музея, который носит имя своего основателя, более полутора миллионов экспонатов, он считается крупнейшим в мире из музеев подобной тематики.
Усилиями меценатов в России были собраны художественные коллекции и основаны галереи, театры и музей, которые сегодня по праву являются гордостью страны. Сегодня Банк ВТБ продолжает и развивает традиции великих русских благотворителей, принимая активное участие в культурной жизни России. При поддержке Банка проходят масштабные выставочные проекты в ведущих музеях страны — Третьяковской галерее, Эрмитаже, Пушкинском музее, а также концерты и театральные премьеры в Большом и Мариинском театрах, МХТ им. А. П. Чехова, Мастерской Петра Фоменко, РАМТе, Театре им. Евгения Вахтангова.