Краткая история Большого театра

30.08.2023

Культура

Он пережил три пожара, вторжение французов и немецкие бомбы
Большой театр почти 250 лет знакомит зрителей с театральным искусством мирового уровня. Вспомним ключевые события его истории и разберемся, как небольшой частный театр вырос в крупнейшую московскую сцену.

1776—1819: театр начался с частного бизнеса

Неизвестный автор. Петровский театр в Москве, 1780 год © Public domain
История Большого театра началась с повеления Екатерины II сделать Петра Урусова содержателем всех театральных представлений в Москве. Частный театр у него уже был, но для этой задачи нужен был проект побольше. Урусов быстро понял, что дело это финансово затратное, и поделился «бизнесом» с театральным антрепренером Майклом Меддоксом. В 1780 году они открыли первый публичный театр в Москве — Петровский.
Зал с тремя ярусами лож и ротондой для особых посетителей быстро превратился в культурный центр Москвы. Здесь крепостные артисты играли итальянские комические оперы и балеты. Популярность не спасла содержателей Петровского театра от разорения, а пожар 1805 года унес последние надежды на прибыль.
Новое здание для театра опекунский совет возвел уже три года спустя по проекту Карла Росси. Но единственное московское творение петербургского архитектора сгорело в Великом пожаре 1812 года.

1825—1855: две тысячи мест Большого театра не вмещали всех желающих

Неизвестный автор. Пожар Большого Петровского театра 11 марта 1853 года. Литография с рисунка Эбергарда Лилье © Public domain
После пожара 1812 года Москву восстанавливали по чертежам архитектора Осипа Бове. В 1820 году он спроектировал новое здание театра с огромным залом на две тысячи зрителей, который перестраивался в танцпол для маскарадов. Михаил Лермонтов писал:
«На широкой площади — Петровский театр, на коем возвышается алебастровый Аполлон… с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
Открытие Большого Петровского театра состоялось в январе 1825 года, но всех желающих он не вместил. Специально написанный музыкальный пролог «Торжество муз» повторяли два дня подряд. Балетные номера для него ставила первая в России женщина-балетмейстер — Фелицата Гюллень-Сор. Она повлияла на становление московской школы балета, выступая против копирования петербургских спектаклей. Оперой в это время занимался композитор Алексей Верстовский — создатель «Пана Твардовского» и «Аскольдовой могилы».
Расцвет театра остановил очередной пожар в марте 1853 года: от здания остались только обугленные стены и портик.

1855—1917: Большой театр получил совершенную акустику 200 лет назад

Михаил Зичи. Зал Большого театра в Москве, 1856 год © Public domain
Задачу восстановить сгоревшее здание поручили Альберту Кавосу — профессионалу по театральным постройкам. Он сделал театр еще больше предыдущего и перестроил акустику зрительного зала. Деревянные стены, потолок и даже украшение из папье-маше — все работало на звук.
«Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож и большая люстра из трёх рядов светильников и украшенных хрусталём канделябров» — так Кавос описывал свое творение.
Восстановленный Императорский театр открылся в августе 1856 года итальянской оперой «Пуритане» Винченцо Беллини. Русская опера появилась в Большом только в конце 19 века — это были «Евгений Онегин» и «Мазепа» Петра Чайковского. Чуть раньше композитор уже дебютировал в Москве как автор балета «Лебединое озеро». Но премьера оказалась провалом. Балет стал классикой русской школы только 20 лет спустя: его исправили балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов.
20 век привел в Большой театр гениев: Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина, Александра Горского. Но революция изменила жизнь России. Последний спектакль Императорский Большой театр поставил в феврале 1917 года.

1917—1991: советские власти решили снести Большой театр

Неизвестный автор. Площадь Свердлова, 1947 год © Public domain
После Октябрьской революции Большой театр как символ имперского могущества хотели закрыть. Но новая власть приспособила здание к своим нуждам: заседаниям ВЦИК, конгрессам Коминтерна, съездам Советов. При поддержке наркома просвещения Анатолия Луначарского театр все-таки сохранили. В 1919 году его даже наградили академическим статусом.
Старый репертуар пересмотрели. На сцене создавался «большой стиль»: массовый, понятный зрителю и исторически достоверный. Он упрочил статус Большого театра и позволил экспериментировать молодым хореографам. Тогда загорелась звезда Касьяна Голейзовского, выходившего за рамки привычной пластики движений. Но уже в 30-е театр попал под усиленный контроль власти. Главный дирижер и руководитель Большого театра Самуил Самосуд взял курс на реализм. С его именем связана новая редакция оперы Глинки «Жизнь за царя»: теперь главный герой — Иван Сусанин — сражался не за царскую семью, а за Отечество.
В годы войны театр пережил разрушение здания и эвакуацию труппы. Но уже с 1944 года все лучшие творческие кадры стали переводить из Ленинграда в Москву. Большой отстоял роль главного музыкального театра страны.

С 1991 года: Большой театр становится частью мировой театральной системы

Государственный академический Большой театр (ГАБТ) на Театральной площади © Максим Блинов, РИА Новости
В конце 20-го столетия Большой театр испытывал трудности с управлением и финансированием. Но благодаря наследию 1950—1970-х годов и усилиям хореографов Леонида Лавровского, Юрия Григоровича, оперного режиссера Бориса Покровского творческая группа сохранилась. Уже с 2000-х годов музыкальный руководитель Александр Ведерников начал вовлекать Большой в мировой театральный процесс.
С 2005 по 2011 год историческая сцена Большого театра находилась на реконструкции. На восстановление здания потратили почти 40 миллиардов рублей. Во время ремонта театр продолжал работать: оперный и балетный репертуар перенесли на Новую сцену, построенную в 2002 году. Даже во время пандемии 2020-2021 годов Большой театр продолжал радовать зрителей, выпуская общедоступные трансляции любимых публикой спектаклей.
В 21 веке на сценах Большого театра гремели международные фестивали и постановки, организованные вместе с лучшими музыкальными театрами Европы. В грядущем сезоне 2023/24 года театр обещает зрителям две мировые премьеры балетов, восемь новых оперных спектаклей и совместные проекты с Театром кукол имени С. В. Образцова и Малым театром. Первая премьера сезона состоится в ноябре 2023 года — опера Франческо Чилеа «Адриана Лекуврёр» в постановке Евгения Писарева.