Красавицы, ярмарки и чаепития — выставка Кустодиева в Суздале в честь тысячелетия города

21.01.2025

В Крестовой палате Суздальского кремля открылась выставка «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия». В 2024 Суздаль отметил тысячелетие, и выставка — финальное событие праздника. В крупнейшую экспозицию художника вошли суперхиты, по которым Кустодиева узнают: легендарный портрет Фёдора Шаляпина, «Красавица», «Монахиня», «Масленица» — всего 36 живописных полотен и 8 графических работ со всей России, в том числе из Третьяковской галереи и Русского музея. Генеральным партнером выставки выступил ВТБ.
Зрители на выставке «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»
Идешь по зимнему Суздалю и понимаешь, почему именно выставкой Кустодиева завершается празднование тысячелетия города. По дороге от вокзала до Кремля встретишь и лошадей, и кузнецов, красавиц, румяных от мороза, детей, мчащихся с горки, уличных торговцев и ярмарку. Идеальное попадание: кто, как не Кустодиев, рассказал нам все об идеальном образе Руси, который в этом городе местами даже не кажется утопией.
Выставка праздничная и нарядная — сплошное благолепие. Драматургия появляется, если знаешь историю создания: над жизнерадостными сюжетами Кустодиев работал, страдая от опухоли спинного мозга, лежа. Все эти сенокосы, гуляния и балаганы написаны в основном по памяти. По ночам художника мучил повторяющийся кошмар: черные кошки впиваются когтями в спину и раздирают позвонки. Художник Билибин так описывал последние годы работы Кустодиева: «Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок грядущую смерть». От страданий он сбегал в мир своих картин, красочный, солнечный, открыточный. Это был способ отгородиться не только от собственной реальности, но и от реальности страны — в 1917 году было уже не до масленичных гуляний. Эти полотна — фантазии об утерянной жизни.
Никогда еще под одной крышей не собирали так много работ автора — вместе они складываются в отдельную кустодиевскую вселенную. Смотрю на знакомый пейзаж — где-то я его точно видела, — слышу, как посетительницы шепотом переговариваются: «Гляди, забор-то в точности как у нас!» Это Суздаль, Плёс, Нижний Новгород? Ни то и ни другое, и одновременно и то и другое.
Писателя Евгения Замятина как-то попросили написать предисловие к альбому Кустодиева. Он так вдохновился, что сочинил повесть «Русь», где все дело происходит в вымышленном им городе Кустодиев, где «не Петровским аршином отмеренные проспекты — нет: то Петербург, Россия. А тут — Русь, узкие улички, — вверх да вниз, чтоб было где зимой ребятам с гиком кататься на ледяшках, — переулки, тупики, палисадники, заборы, заборы», где «лотки, ржаные, расписные, архангельские козули, писк глиняных свистулек, радужные воздушные шары у ярославца на снизке, с музыкой крутится карусель». Главный ритуал этой вселенной — чаепитие. Как символ старой провинциальной России, как главный элемент сказки о русской жизни.
Портрет Фёдора Шаляпина на выставке «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»
Доминанта экспозиции — знаменитый двухметровый портрет Фёдора Шаляпина, который привезли из Санкт-Петербурга, из Музея театрального и музыкального искусства. Сначала певец пригласил Кустодиева создать декорации и костюмы к опере «Вражья сила» в Мариинском театре, потом они договорились о портрете. К этому моменту художник уже был болен. Огромный холст он писал по частям, полулежа, с помощью специального устройства наклоняя полотно до нужного положения. Кустодиев так и не увидел портрета во всем объеме при отдалении: мастерская была маленькой и не позволяла охватить картину целиком. Шаляпин любил этот портрет, увез его с собой в эмиграцию — это полотно висело в парижской квартире певца.
Интересно рассматривать задний план картины — так сразу и не скажешь, что импрессионистические размытые гуляния вышли из-под кисти любимого ученика реалиста Репина. Дело в том, что после окончания Академии художеств Кустодиев уехал вдохновляться в Европу и там познакомился с работами импрессионистов и переоценил свои старые предпочтения. А в «Масленице» видно, как на Кустодиева повлиял еще один европеец — Брейгель Старший: множество маленьких сцен, бытовых деталей, ракурс с верхней точки и любование повседневностью.
Но своей самой удачной картиной о провинции Кустодиев считал «Голубой домик». Идея такая: на одном полотне запечатлена вся жизнь, от рождения до смерти. Тут младенец, ребенок, подросток, молодая девушка, пара среднего возраста, старик, храм, где крестят новорожденных и отпевают усопших, и даже мастерская гробовщика.
Русская Венера — один из знаковых образов Кустодиева
Особое внимание уделено женщинам. Художник воспевал особый тип женской красоты: кустодиевские красавицы известны не меньше, чем рубенсовские. На выставке можно увидеть знаменитую «Русскую Венеру», а из Третьяковской галереи приехала «Красавица», правда, не хрестоматийная купчиха 1918 года, а вариант, созданный позже. Женщина другая, а красота все та же — полнотелая, пышногрудая, румяная. Замятин писал о кустодиевских женщинах: «Настоящая красавица русская, не какая-нибудь там питерская вертунья-оса, а — как Волга: вальяжная, медленная, широкая, полногрудая, и как на Волге: свернешь от стрежня к берегу, в тень и, глядь, омут».
Парящие картины и почти суздальская зима на выставке «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»
Но первое, что бросается в глаза, когда заходишь на выставку, — это особенности экспонирования. Картины будто парят в воздухе, короткие экспликации расположены на задней стороне полотна. Прием позаимствован у архитектора Лины Бо Барди, которая создала эффект левитирующих картин. Главный архитектор музея Сергей Мешалкин рассказывает, ради какого впечатления это сделано: «Заглядываешь в картину, как в окно, и встречаешься с каждой из них лично». Еще недавно такое экспонирование в музеях Владимиро-Суздальского музея-заповедника было сложно представить. Но новая команда, преимущественно московская, превращает музей в современный. Взять хотя бы сувениры, которые были созданы к выставке: муфты, будто с кустодиевских картин, от модной мастерской «Русая» или деревянные арбузы точь-в-точь как на полотне с купчихой, созданные суздальской художницей по дереву Татьяной Флёновой.
Наталья Касьянова, исследователь глубинки, автор путеводителя по Суздалю Фото автора материала