В МХТ имени Чехова состоялся режиссерский дебют Константина Хабенского. Легендарную «Чайку» на сцене театра поставили в шестой раз с 1898 года. Каждый режиссер старался рассказать знакомую историю с новой, неожиданной стороны. Так случилось и со спектаклем Хабенского: в своей постановке он сделал акцент на женщинах — их любви, самоотверженности и отношении к мужчинам.
Алёна Хованская в роли Полины Андреевны в сцене из спектакля «Чайка» режиссера Константина Хабенского © Владимир Федоренко, РИА Новости
Для МХТ пьеса «Чайка» — культовая. Неспроста именно эта птица изображена на эмблеме театра. С этим спектаклем в мир пришла чеховская драматургия: динамичному сюжету писатель предпочитал внутренний мир персонажей и их эмоции. Его герои обсуждали вечные темы любви, творчества, одиночества и поиска своего места в жизни, но делали это без лишнего пафоса, занимаясь будничными делами. Чехов показывал, что за повседневными ситуациями могут скрываться важные жизненные уроки и философские размышления.
Владимир Немирович-Данченко писал Чехову: «„Чайка“ — единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты — единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра».
Премьера спектакля в МХТ прошла в 1898 году в постановке Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Было волнительно — от актеров пахло валериановыми каплями. Станиславский играл Тригорина. Он был уверен, что спектакль проваливается, и от напряжения едва сдерживал дрожь в ногах. Ирину Аркадину играла Ольга Книппер-Чехова, Константина Треплева — Всеволод Мейерхольд, а Нину Заречную — Мария Роксанова. Когда наконец зал разразился аплодисментами, актеры и режиссеры не сразу осознали происходящее, они даже забыли поклониться публике от волнения. Меж тем успех спектакля был огромен.
Большой популярностью в 1980-е годы пользовалась «Чайка» в постановке Олега Ефремова. Он собрал в спектакле звездный состав: были задействованы Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Андрей Мягков, Ия Саввина, Александр Калягин и Анастасия Вертинская. Это была тонкая, нежная, поэтичная версия знакомого сюжета.
А вот спектакль 2020 года в постановке приглашенного режиссера Оскараса Коршуноваса стал полной неожиданностью для зрителя. Яркий свет, современные костюмы, вызывающий антураж — спектакль начинался с того, что актеры активно взаимодействовали с залом, просили снимать происходящее на телефон и сразу выкладывать фотографии в соцсети.
Художественный руководитель театра Константин Хабенский выбрал свой путь. В режиссерском дебюте он решил сделать акцент на женских персонажах и их взаимоотношениях с мужчинами.
«Для нас главные герои в „Чайке“ — женщины. В центре — их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам. Причем это внимание может либо поднять мужчин до звезд, либо вогнать в землю и превратить в погасшие угольки от старого костра. Так было и в жизни великих художников, писателей, композиторов», — рассказал Константин Хабенский на премьере.
Это современная постановка, но она не переходит грань фарса, не старается ошеломить публику радикальными спецэффектами. В ней есть энергия и задор, но в то же время сохранена психологичность образов. В результате получилась «комедия с печальным оттенком», герои которой не понимают и не слышат друг друга. Игорь Верник, играющий Евгения Дорна, вспоминал, как немногословен был Олег Ефремов во время репетиций: он много курил и размышлял. В то время как Хабенский сразу же поразил труппу своим напором и идеями.
Кристина Бабушкина в роли Ирины Аркадиной (в центре) в сцене из спектакля «Чайка» режиссера Константина Хабенского © Владимир Федоренко, РИА Новости
Помимо Игоря Верника, в постановке заняты Кристина Бабушкина, Илья Козырев, Анатолий Кот, Софья Шидловская, Полина Романова, Андрей Максимов и другие артисты. Художником спектакля выступил Николай Симонов. Он создал на сцене многофункциональное пространство: это одновременно и гигантский деревянный мост, и причал, и усадьба, и летний театр. На заднем плане видны камыши, то и дело слышны крики чаек.
Перед премьерой в фойе МХТ открылась выставка «От Константина до Константина», приуроченная к 165-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. Она рассказывает о разных постановках «Чайки», а также об одном из главных героев произведения — Константине Треплеве. В экспозиции представлены костюмы, эскизы, макеты, документы, афиши, фотографии, предметы бутафории, а также кадры с репетиций.
ВТБ давно сотрудничает с МХТ. Так, банк выступил генеральным партнером
Премии Художественного театра. Специально к 125-летию театра в рамках проекта «Диалоги об искусстве» был создан видеоподкаст
«МХТ. Выход за сцену», главный герой которого — слабослышащий школьник — попадает за кулисы. А Константин Хабенский был гостем подкаста ВТБ
«Культурная страна» и принял участие в записи аудиоспектакля
«Сон о хлебе», который ВТБ создал для Центра «Зотов».