В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию Татьяны Лиозновой». Прогулка по музейным залам увлекает не меньше, чем поход в кино.
Старые киноафиши на выставке «Женщина за кадром»
Проект посвящен женщинам-режиссерам середины 20 века. Если в наше время сложно удивить кого-то тем, что женщина снимает кино, то 100 лет назад все было совершенно иначе. Считалось, что эта профессия для женщины тяжела морально, психологически и даже физически. И это легко понять, ведь вес одной только камеры, которую приходилось носить режиссерам, составлял около 40 килограммов. А еще съемки в отдаленных местах без каких-либо удобств, продолжительный съемочный процесс, строгая цензура, — одним словом, если женщина была готова преодолевать все эти трудности, чтобы снимать кино, ей явно было не занимать упорства и таланта.
В таких условиях «женское» кино прошлого века приобретает совершенно особое значение для нашего времени: это возможность взглянуть на эпоху и ценности через мироощущение женщины, рожденной в конце 19 или начале 20 века. Потому что режиссер — это художник, к, который через кадры фильма приоткрывает нам дверь в свой внутренний мир, ставит вопросы, на которые зритель из поколения в поколение продолжает искать ответы.
Середина прошлого века подарила нам целую плеяду гениальных женщин этой творческой профессии, о них и рассказывает выставка: Ольга Преображенская, Маргарита Барская, Эсфирь Шуб, Надежда Кошеверова, Татьяна Лиознова, Юлия Солнцева, Александра Хохлова, Кира Муратова, Лариса Шепитько, Динара Асанова, сестры Брумберг.
Все эти женщины стали авторами кинопроизведений, сформировавших культурный код. Вот только несколько примеров: «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал» Татьяны Лиозновой; «Золушка» (та самая, с Фаиной Раневской) и «Укротительница тигров» Надежды Кошеверовой; «Кот в сапогах», «Сказка о царе Салтане», «Пропавшая грамота», «Сказка о солдате» Валентины и Зинаиды Брумберг.
На выставке «Женщина за кадром» нашлось место и живописи: например, кадры из фильма Ольги Преображенской «Бабы рязанские» соседствуют с картиной Абрама Архипова
«Рязанская пригородная девица»
И это только те произведения, которые мы вспоминаем сразу, а есть еще менее известные, но не менее значимые. Например, «Аэлита» — первый советский фантастический фильм, костюмы к которому создавала звезда авангарда Александра Экстер, или «Восхождение» Ларисы Шепитько — первый советский фильм, получивший «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале.
Центральный раздел выставки посвящен Татьяне Михайловне Лиозновой: в прошлом году исполнилось 100 лет со дня ее рождения. Творчество Лиозновой стоит между первыми опытами женской режиссуры ее коллег (Анна Хохлова, Эсфирь Шуб, Маргарита Барская) и современным кинематографом. Именно произведения Лиозновой соединяют в себе мужской и женский взгляд на мир. Ей одинаково хорошо удавались и такие «женские» картины, как «Карнавал», «Евдокия» и «Три тополя на Плющихе», и фильмы о брутальных героях — «Им покоряется небо» и «Семнадцать мгновений весны». Фильмы Лиозновой были известны не только советскому зрителю. «Им покоряется небо» получил первый приз «Золотое крыло» на Международном кинофестивале авиационных и космических фильмов во Франции, а «Три тополя на Плющихе» взяли первую премию на Международном кинофестивале в Аргентине «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность».
«Семнадцать мгновений весны» — это один из первых многосерийных фильмов на отечественном телевидении и первый большой риск Лиозновой. Невозможно было спрогнозировать, как отнесется зритель к такому продолжительному фильму — а вдруг после первой серии интерес угаснет и другие одиннадцать останутся без внимания?
Кинорежиссер Татьяна Лиознова и актер Евгений Евстигнеев на съемках «Семнадцати мгновений весны»
Именно с этой картиной связано первое измерение охвата аудитории телевизионного эфира. Чтобы понять интерес к фильму, смотрели на потребление воды во время его показа. Когда фильм начинался, потребление воды резко падало. Всего фильм посмотрели более 100 миллионов человек. Это было и большое счастье, и снова колоссальная ответственность на плечах хрупкой Лиозновой: что делать дальше, чтобы сохранить такое доверие зрителя? После успеха «Семнадцати мгновений» Татьяна Михайловна не снимала целых семь лет.
Кроме самой тематики выставки о женщинах-режиссерах, проект Еврейского музея амбициозен еще и тем, что выставка о кино — это само по себе вызов. Как рассказать о нем так, чтобы заинтересовать зрителя, даже далекого от истории кинематографа, и как сформулировать в зрителе желание немедленно бежать домой и смотреть фильмы? Кураторам удалось реализовать сразу несколько удачных приемов.
Первый из них — широта взгляда. Несмотря на то что и название выставки, и самый большой зал посвящены творчеству Татьяны Лиозновой, зрителей ждет целый мир имен и артефактов советского кинематографа. Возникает желание познакомиться ближе, узнать больше.
Второй — использование магии кино. Большие экраны с узнаваемыми кадрами из фильмов являются лучшей презентацией режиссеров. Попадая в зал с фрагментами из «Золушки» с блистательной Фаиной Раневской, сначала любуешься красотой неустаревающей экранизации, а после хочешь узнать подробности съемочного процесса и почитать документы и биографию режиссера. А глаза героя Вячеслава Тихонова крупным планом во время встречи с женой под музыку Микаэла Таривердиева («Семнадцать мгновений весны») или исполнение героиней Татьяны Дорониной песни Александры Пахмутовой «Нежность» («Три тополя на Плющихе») неизменно вызывают восхищение и ком в горле.
Фрагменты из кино — важная часть экспозиции
Третий удачный прием в устройстве экспозиции — погружение в биографии героинь выставки. Ценно не только прикоснуться к произведениям, но и узнать факты личной жизни, порой счастливой, а порой печальной: это влияет на восприятие творческого наследия и помогает лучше понять работы.
Еще одна находка выставки — киноафиши старых фильмов, которые не теряют актуальности и выглядят стильно даже сегодня. Не меньше впечатляют эскизы костюмов для киногероев и фотографии из Музея кино, приоткрывающие тайны съемочного процесса. Со всеми этими экспонатами (здесь можно увидеть даже фотопробы Владимира Высоцкого) проект о женщинах-режиссерах превращается в большую историю о том, как рождается и живет кино.
Все время, пока идет выставка, в музее пройдут кинопоказы и дискуссии, в том числе с участием современных режиссеров. Это позволяет более объемно рассмотреть тему женской режиссуры, ее изменений и тенденций развития.
Выставка обязательно напомнит сентиментальные моменты просмотра старого кино. А еще вызовет желание немедленно посмотреть что-то из фильмов, о которых вы узнаете или вспомните на выставке «Женщина за кадром». И у этих фильмов есть все шансы остаться в памяти вашего сердца.
Иллюстрации предоставлены пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности
Наталья Игнатова, искусствовед