Выясняем, кто оформлял афиши, плакаты и упаковки
Что и как рекламировали до революции, какие плакаты были в моде в начале прошлого века и кто из известных художников потрудился над ними? Разбираемся в нюансах художественной рекламы Российской империи.
Мирискусники: от книжных иллюстраций к плакатам
Иван Билибин. Дизайн обложки сборника «Русские народные сказки», 1900-е годы © Public domain
Интерес к художественной рекламе во многом появился благодаря красочному оформлению журнала объединения «Мир искусства» и книг, над которыми работали мирискусники. Они и их последователи обращали особое внимание на оформление и шрифты, графику обложек и иллюстраций. Читателей привлекали сказочные мотивы и орнаментальность работ Ивана Билибина, изящество и графичность обложек Александра Бенуа, атмосферность петербургских иллюстраций Мстислава Добужинского и внутренняя теплота рисунков Елены Поленовой и Марии Якунчиковой.
Михаил Врубель. Афиша первой выставки 36 художников, 1901 год © Public domain
Постепенно от книжных иллюстраций мирискусники перешли к созданию рекламных плакатов и афиш, ранее считавшихся незначительными и почти недостойными внимания широкой публики. Теперь афиши к театральным постановкам и благотворительным базарам, программы спектаклей, анонсы поэтических вечеров и выставок создавали именитые художники: Михаил Врубель, Валентин Серов, Лев Бакст, Иван Билибин, Константин Коровин, братья Васнецовы и другие. В моде рубежа веков — древнерусская стилистика, подчеркнутое внимание к образам и графике прошлого.
Лев Бакст. Программа к балету «Шехеразада», костюм шаха Земана, 1910 год © Public domain
Это уже не наброски на скорую руку, рассчитанные на полуграмотного зрителя, а тщательно продуманные и качественно исполненные полноценные произведения искусства. Работа с композицией и шрифтами, в том числе разработка новых, упор на эстетику и искушенного зрителя ознаменовали рождение русского рекламного плаката, родоначальника современных баннеров и постеров. Отечественные мастера влились в общеевропейскую тенденцию художественных афиш: например, во Франции Анри Тулуз-Лотрек создавал плакаты и коммерческие афиши.
Успех был потрясающим: знаменитая афиша Валентина Серова с Анной Павловой к балету «Сильфида» стала символом «Русских сезонов», а шедевральный плакат в русском стиле Михаила Врубеля к выставке 36 художников использовали как обложку для каталога. Сейчас увидеть плакаты и эскизы костюмов к постановкам «Русских сезонов» можно на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция» в Третьяковской галерее. Банк ВТБ выступает генеральным спонсором выставки.
Что изменилось с развитием кинематографа
Развитие кинематографа и появление первых немых фильмов повлияло и на эволюцию рекламных плакатов. Поль Ассатуров создал динамичный и яркий постер к первому российскому художественному фильму «Стенька Разин». Композиция изменилась: художник использовал комбинацию из нескольких эпизодов, подчеркивая экспрессию и эмоциональность картины.
В целом в 1910-е годы в афишах на смену художественной выразительности пришла динамика, тексты стали короче, а цветовая палитра — меньше. Появилось понимание, что рекламу должны «считывать» не только привилегированные слои общества, а значит, пора уходить от элитарности и декоративности.
Реклама — двигатель торговли: от шоколада и парфюмерии до пива
Конечно, рекламировали не только балеты и выставки. Художники работали над продвижением шоколада, печенья, парфюмерии, алкогольных напитков и других товаров.
Иван Билибин. Реклама пива «Новая Бавария», 1903 год © Public domain
Иван Билибин создал классическую рекламу для пива «Новая Бавария» со сказочно-народными мотивами: выдержанная композиция в форме купола, четкое разделение на визуальные зоны. Верхняя часть плаката схожа с билибинскими иллюстрациями: захмелевшие бояре в богатых одеждах на фоне Кремля окружают пузатую пивную бочку, можно узнать образы из народных и пушкинских сказок, например царя Берендея, писаря и арапчонка. В нижней части в той же стилистике выписаны контакты фирмы-производителя. Эту же композицию художник использует и в рекламе для парфюмерного товарищества «А. Ралле и Ко»: узнаваемый русский стиль иллюстрации в верхней части и подчеркнутая ясность стилизованной надписи в нижней.
Неизвестный автор. Реклама конфет товарищества «Абрикосов и сыновья», до 1918 года © Public domain
Привлекали внимание публики плакаты, открытки, обертки конфет и другие рекламные материалы товариществ «Эйнем» и «Абрикосов и сыновья». Они производили не только элитные товары, но и недорогие конфеты и печенье, которые могли себе позволить небогатые семьи. Часто на конфетных обертках печатали интересную детям информацию или загадки.
Мануил Андреев. Рекламный плакат товарищества «Эйнем» «Мой первый шаг за печеньем Эйнем», до 1914 года © Public domain
Постер товарищества «Эйнем» с крохой, делающей свой первый шаг за печеньем, выполнен художником Мануилом Андреевым уже вполне в духе рекламы нашего времени. Лаконичный выразительный образ ребенка, четкая цель, контрастный рисунок и крупная лаконичная надпись — подобную рекламу мы видим и сегодня, гуляя по городу.
Мануил Андреев. Товарищество «Эйнем», оформление коробки кофе, до 1917 года © Public domain
В портфолио художника были работы и в более привычном публике того времени духе — напоминающие иллюстрации к детским книгам или копии известных картин. Например, оформление коробки кофе отсылает к «Шоколаднице» Лиотара, а сюжет для обертки конфет «Мишка косолапый» Андреев скопировал у Ивана Шишкина. Такая практика была распространена: персонажи рекламных плакатов парфюмерной фабрики «Брокар и Ко» напоминают «боярские» картины Константина Маковского.
Мануил Андреев. Этикетка конфеты «Мишка косолапый» производства товарищества «Эйнем», до 1917 года © Public domain
Реклама в дореволюционной России была сродни искусству: над ней трудились именитые художники, на плакатах и обертках угадывались известные художественные образы. До сих пор афиши, вывески и упаковки рубежа 19 и 20 веков привлекают внимание, а их детали можно долго и с интересом рассматривать.