«Никита Пустосвят. Спор о вере» — картина русского живописца Василия Перова. Это полотно можно долго рассматривать, подмечая каждую деталь. А еще за ним стоит непростая драматическая история: это связано и с событиями на картине, и с тем, как художник ее создавал.
Кто на картине и что делают эти люди
На картине Перова запечатлен момент спора о вере — реального исторического события времен московской смуты 1682 года. В левой части полотна — царевна Софья Алексеевна, архиепископ Афанасий, патриарх Иоаким и другие власть имущие той поры. А в правой — суздальский священник Никита Пустосвят (Добрынин) и поддерживающие его раскольники-старообрядцы. Никита получил прозвище Пустосвят от своих оппонентов.
Василий Перов. «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
27 апреля 1682 года скончался царь Федор III Алексеевич из династии Романовых. Началась борьба за власть между двумя боярскими родами — Нарышкиными и Милославскими. Стрельцы встали на сторону Милославских, а Софья Алексеевна, сестра Федора III, воспользовалась этим. В результате стрелецкого бунта она стала регентшей при малолетних царях Иване и Петре. Ее поддерживала новая церковь.
Раскольники-старообрядцы, выступавшие против нововведений в церковные обряды и изменений богослужебных книг, почувствовали ослабление центральной власти. Во главе с Никитой Добрыниным по прозвищу Пустосвят старообрядцы проповедовали свои мнения в стрелецких полках. Их поддерживал князь Иван Хованский, начальник Стрелецкого приказа, но, несмотря на это, открытый теологический диспут им провести не удалось. А 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся этот самый спор о вере.
Что случилось в день спора
5 июля 1682 года у входа в Грановитую палату столкнулись раскольники и священники, которых не пускали внутрь. Завязалась драка, один из священников схватил Никиту Пустосвята за волосы. Затем прибежали стрельцы, разняли разбушевавшихся мужчин и проводили раскольников в палату.
Русский историк Сергей Соловьев писал, что раскольники вошли «с шумом». Они «пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины!» На троне сидела Софья Алексеевна, рядом с ней — ее тетя Татьяна Михайловна, а у подножия трона — царица Наталья Кирилловна из Нарышкиных и царевна Мария Алексеевна из Милославских.
Патриарх Иоаким спросил у староверов, зачем они пришли. Никита Пустосвят ответил, что они хотят говорить о православной вере и ее исправлениях. Иоаким возразил, что им не подобает исправлять что-то в церковных делах. К разговору присоединился архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят резко подскочил к нему и ударил: «Что ты, нога, выше головы ставишься? Я не с тобою говорю, а с патриархом». Стрельцы схватили Пустосвята и оттащили его от Афанасия. Слово взяла Софья Алексеевна: «Видите ли, что Никита делает? В наших глазах архиерея бьет, а без нас и подавна бы убил».
Софья распорядилась, чтобы Пустосвята схватили. Его обезглавили на Лобном месте на Красной площади. Раскольников сослали в заточение в монастырь. А стрельцы присягнули на верность Софье Алексеевне.
Как Перов изобразил спорщиков
Василий Перов изобразил острый момент спора, когда разговор из мирного русла перешел в насилие. Близко к центру с правой стороны находится Никита Пустосвят — с крестом в руке, открытыми худыми плечами, в старом подряснике.
Никита Пустосвят на картине Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере» © Public Domain
Одной ногой Никита стоит на свеженапечатанной церковной книге — это яркий пример того, как отчаянно он боролся с новшествами. В его образе отчетливо прослеживаются темы фанатизма, преданности своей идее и готовности отдать буквально все за свои идеалы. Искусствовед Леонид Дитерихс говорил, что написанный Перовым Пустосвят мог бы быть отдельной картиной, и отмечал, что фанатичный характер этого персонажа «поразительно верно разгадан».
В левой части картины — царевна Софья Алексеевна.
Царевна Софья Алексеевна на картине Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере» © Public Domain
Она встала с трона, возмутившись бесцеремонным поведением раскольников. Образ царевны выделяется среди прочих дорогой парчовой одеждой, горделивым взглядом, подобающей особе благородных кровей осанкой. Она смотрит на происходящее с гневом, но видно, что свою злость контролирует. Ее эмоциональное состояние резко контрастирует с состоянием Пустосвята.
Хорошо проработал Перов и другие образы. Справа от Пустосвята стоит монах Сергий с челобитной. На полу лежит архиепископ Афанасий: он держится рукой за щеку, на которую только что пришелся удар от Никиты. А рядом с Софьей стоит патриарх Иоаким, к которому пытается прорваться Пустосвят.
Архиепископ Афанасий (слева) и патриарх Иоаким (справа) на картине Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере» © Public Domain
Есть и яркие безымянные фигуры, собирательные образы: старик, указывающий на свиток; раскольник, выглядывающий из-за стрельца; священник, держащий икону.
Как Перов писал «Спор о вере» и где можно увидеть картину сегодня
«Никита Пустосвят. Спор о вере» — самая большая по размеру картина Василия Перова. Ее параметры — 336,5 х 512 см. Художник работал над ней в 1880–1881 годах, хотя некоторые искусствоведы считают, что Перов начал писать полотно раньше — в конце 1870-х. Судя по всему, Василий Григорьевич хотел завершить «Спор о вере» к 200-летию со дня произошедшего, то есть к 1882 году.
Василий Перов. Карандашный эскиз «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880 год © Public Domain
В качестве источника вдохновения Перов использовал роман Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», написанный в 1879 году. А идея создания такой картины появилась у Василия Григорьевича после общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским. Они неоднократно обсуждали историю раскола Русской церкви. Так, Мельников-Печерский предоставил Перову портреты, которые были нужны для написания фигур на левой стороне. А образ Никиты Пустосвята списан с натурщика-бродяги.
Интересно, что отношение самого художника к персонажам кажется беспристрастным: Перов не подчеркнул ничью позицию, сделав себя и зрителей просто наблюдателями, а не судьями.
Василий Перов скончался от чахотки в 1882 году. Последний год жизни он был слаб и едва держал кисти в руках, но продолжал работу над «Спором о вере». Историки говорят, что художник многое хотел переделать, но не успел. Картина считается незаконченной. После смерти Перова полотно купил Павел Третьяков. Сегодня оно находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, давним другом и партнером которой является Банк ВТБ. При поддержке банка в музее было организовано множество впечатляющих выставок и культурных мероприятий.