25 авг 2022

Как смотреть на картины и видеть больше

Разбираемся в формах, динамике и ритме

Дега любил форму квадрата, поздний Ван Гог завышал линию горизонта, а Поленов в «Голгофе» намеренно перенес главное действие на задний план. Разбираемся, как особенности формы, композиции и ритма картины влияют на ее восприятие, и учимся получать максимум от созерцания самых разных живописных полотен.


Читаем формат картины

01_Как смотреть на картины и видеть больше
Михаил Врубель. «Летящий демон», 1899 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

В прямоугольник можно вписать практически любой сюжет, но вытянутые картины сложно охватить сразу: форма заставляет зрителя скользить взглядом по произведению и считывать его постепенно. Если прямоугольник вытянут по вертикали, то взгляд скользит снизу вверх — подобное прочтение рождает ощущение торжественности, возвышенности. Вертикальный формат часто используется для парадных портретов и картин религиозного содержания, где происходит контакт земного и небесного.

02_Как смотреть на картины и видеть больше
Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы», около 1898 года, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. Форма картины — квадрат со сторонами 65 см © Public domain

Квадрат сложнее и больше подходит для статических композиций, так как его форма сама по себе стабилизирует и концентрирует взгляд зрителя. На рубеже 19–20 веков квадратные картины начали ассоциироваться с фотографией. Они воспринимались как взгляд в объектив, открывающий зрителю случайные кадры. Квадрат любил Эдгар Дега, его серия обнаженных женщин и балерин как раз решена в таком формате: модели не позируют, они заняты своими делом, а художник будто случайно запечатлел момент.

03_Как смотреть на картины и видеть больше
Микеланджело. «Мадонна Дони», 1505–1506 годы, Галерея Уффици, Флоренция, Италия © Public domain

Мягкую форму круга любили художники эпохи Возрождения, воспринимая ее как идеальную фигуру, символ космоса или божественное начало. Часто в круг вписывали изображения святых или библейские сюжеты. Пример такой картины — «Мадонна Дони» Микеланджело.

04_Как смотреть на картины и видеть больше
Константин Маковский. «Автопортрет», 1870 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Овал — более легкий вариант для художника, так как фигура сама позволяет взгляду сфокусироваться. Такая форма хорошо подходит для портретов, потому что внешний край овала сочетается с овалом лица и другими естественными формами и смягчает образ. Мягкие очертания овала и круга очень любили мастера эпохи барокко и рококо.


Статика и динамика в композиции

05_Как смотреть на картины и видеть больше
Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain

Независимо от формы, размера и сюжета, в каждой картине присутствует композиция, которая организовывает внутреннее пространство. Художник выстраивает её так, чтобы зритель мог считать сюжет, «пройдясь» по картине взглядом. Если композиция неудачная, то взгляд не скользит по поверхности, а сбивается — такое произведение интуитивно кажется скучным или слишком сложным.

Статичные композиции показывают что-то спокойное, «зафиксированное». Они строятся на основе баланса горизонталей и вертикалей. Классическая статичная композиция характерна для портретов: герой либо сидит, либо стоит, движение отсутствует. Таково изображение актрисы Жанны Самари кисти Ренуара: модель сидит, подперев голову рукой.

06_Как смотреть на картины и видеть больше
Алексей Венецианов. «На пашне. Весна», первая половина 1820-х годов, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Статичная композиция также характерна для пейзажей, изображающих спокойный погожий день, тихую природу. Горизонтали и вертикали здесь задает сам окружающий мир — это линии воды, земли, травы, горизонта, облаков, деревьев. В картине Венецианова «На пашне. Весна» такая неподвижность рождает спокойствие и гармонию между человеком и природой.

Иногда в статичных композициях может преобладать только один элемент: или горизонтали, или вертикали. Горизонталь — это размеренность, длительное скольжение взглядом, созерцательность, замедленность. В таких работах чувствуется гармония, спокойствие. Вертикаль — это активное движение вверх или сверху вниз, связь неба и земли. Композицию с преобладанием вертикалей часто можно встретить в готической архитектуре. Такие конструкции стремятся вверх, как бы обозначая расстояние между небесным и земным.

07_Как смотреть на картины и видеть больше
Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Динамичная композиция используется для передачи движения, скорости, драматичности сюжета. В этом случае основой служат диагональные линии, которые могут идти не только из угла в угол, но и быть более короткими и иметь различные направления. К преобладающим диагоналям часто добавляются горизонтальные или вертикальные элементы. Например, в «Похищении Европы» Серова бык плывет по диагонали, линия горизонта тоже изображена не ровно, а изогнутыми линиями волн, которые подчеркивают плывущие дельфины. Диагональ по спине быка усиливается его отражением и расходящимися потоками воды.

Чистые варианты композиции попадаются довольно редко. Чаще всего в работах сочетается сразу несколько видов линий. За счет преобладания того или иного компонента движение, драму и статику в картине можно «регулировать».


Возможности линии горизонта: меняем точку зрения

08_Как смотреть на картины и видеть больше
Поль Сезанн. «Мост через Марну в Кретее» («Берега Марны»), 1888–1895 годы, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain

Важные составляющие композиции картины — линия горизонта и расположение деталей работы по планам. В живописи линия горизонта определяется положением глаз художника (а вслед за ним и зрителя) в пространстве относительно изображаемого на картине. Это влияет на восприятие и позволяет акцентировать внимание на определенных элементах.

В классическом варианте линия горизонта располагается в средней части картины. Это позволяет смотреть на полотно без напряжения, поскольку мы видим изображение в привычном для нас ракурсе, как на картине Сезанна «Берега Марны». Если линия горизонта располагается в нижней трети, то у зрителя создается ощущение, что он смотрит на мир с некой низкой точки: у ног человека, если это портрет, или на земле, если пейзаж. Так рождается интуитивное ощущение, что перед нами изображено нечто величественное и торжественное.

09_Как смотреть на картины и видеть больше
Винсент Ван Гог. «Красные виноградники в Арле. Монмажур», 1888 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain

Завышенная линия горизонта — в верхней трети картины — создает акцент на происходящем на земле. Такой прием используется в пейзажах, когда нужно раскрыть широту природы, ее масштаб, насыщенность вида. Также завышенная линия горизонта концентрирует внимание на происходящем «внизу», на многолюдности сцены, создает «всемирный масштаб», как на картине-притче Ван Гога «Красные виноградники в Арле».


Распределение по планам: передний, средний, задний

10_Как смотреть на картины и видеть больше
Василий Поленов. «Голгофа», 1909 год, Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров © Public domain

У картин выделяют три плана: передний — максимально приближенный к зрителю, средний — несколько удаленный, но отчетливо видный, и задний план, то есть фон. Классический подход подразумевает практически пустой передний план, разворачивание сюжета на среднем плане и использование заднего как фона. Акцент, смещенный на передний план, «включает» зрителя в картину. Перенос самого важного на задний план помогает по-новому взглянуть на сюжет: зритель интуитивно ищет раскрытие сюжета на среднем плане картины.

Задний план обычно считывается зрителем в последнюю очередь. Когда художник переносит в глубину что-то важное, он намеренно сбивает восприятие зрителя. Так Поленов изображает «Голгофу»: в отличие от классических сюжетов с распятием, художник пишет процесс «до». Христос только поднимается на Голгофу с крестом на плечах. Зритель будто оказывается среди людей внизу и следит за происходящим вместе с ними. Такой прием освежает восприятие известного сюжета.


Ритмичность в картинах: от форм до цвета

11_Как смотреть на картины и видеть больше
Анри Матисс. «Настурции. Панно „Танец“ II», 1912 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain

Еще один важный прием — ритмичность. Ритм позволяет гармонично встроить в картину множество деталей и облегчает ее восприятие зрителем. Не во всех картинах есть четкий ритм, например, в портретах и простых композициях его может не быть. Но чем больше деталей и персонажей, тем важнее для художника правильно их организовать.

Ритмичность основывается на повторении одних и тех же форм, подобии форм и деталей, их контрасте или колорите. Например, в картине Матисса «Настурции. Панно „Танец“ II» легко считывается ритм благодаря графичности фигур и решению их в одном цвете. Такой же прием использует Ван Гог в «Прогулке заключенных»: зритель словно видит бесконечный обезличенный круговорот.

12_Как смотреть на картины и видеть больше
Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В картине «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова нетрудно проследить подобие смысловых ритмов и форм, Суриков в работе «Утро стрелецкой казни» использует контраст форм при изображении стрельцов и бояр, народного хаоса и строгости власти. А знаменитая репинская сцена «Иван Грозный и сын его Иван…» основывается на цветовом созвучии: красный цвет играет доминирующую роль, он и его оттенки повсюду — от крови на лице царевича до ковра, одежды и деталей интерьера.

На наше восприятие картины влияют многие факторы: композиция, форма и ритм, план и расположение линии горизонта. Чтобы научиться считывать замысел творца и выделять главное, чаще посещайте картинные галереи и всматривайтесь в работы художников — и увидите, как картины постепенно раскрывают свои секреты. Например, до 30 октября можно успеть на выставку Пушкинского музея «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», которая проходит при поддержке банка ВТБ, и попробовать найти все приемы, которые использовали выдающиеся художники: Моне, Ван Гог, Пикассо, Ренуар, Серов, Шагал и другие.