1 января 1934 года в Москве был основан Музей архитектуры — первый в мире музей, посвященный этому виду искусства. В этом году по случаю своего 90-летнего юбилея музей представил большую выставку «Архитектура говорит». Экспозиция показывает масштаб и разнообразие музейной коллекции, предлагает восемь ракурсов, с которых можно смотреть на искусство архитектуры, и напоминает, что музей — то место, где можно изучить язык архитектуры, чтобы видеть больше в зданиях, которые нас окружают.
На выставке «Архитектура говорит. К 90-летию Музея»: макет разобранной Сухаревой башни и сохранившийся фрагмент колонки, которая украшала здание
Выставка открыта при поддержке ВТБ. «За последние годы банк выступил спонсором двух масштабных выставочных проектов музея, посвященных ярким архитекторам России — Константину Мельникову и Алексею Щусеву. В этом году мы чествуем юбилей самого музея, созданного 90 лет назад. Сегодня команда музея делает колоссальную работу по популяризации наследия великих архитекторов и всей архитектуры в целом. Мы теперь тоже часть этого процесса, поддерживаем выставки и создаем собственные просветительские проекты к ним, тем самым выполняя важнейшую задачу по сохранению культурного наследия страны», — отметила в поздравлении Наталья Кочнева, старший вице-президент ВТБ.
Кураторы выставки Полина Покладок и Варвара Алешина задумали представить на выставке архитектуру во всем ее многообразии: экспозиция насчитывает более 400 экспонатов из фонда музея. Здесь можно увидеть проектные чертежи, макеты и авторские модели зданий, скульптуры из мрамора, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства и предметы быта: фарфор, канделябры, деревянную солонку в виде уточки и даже фрагмент штукатурки. Здесь же представлены кронштейны крестьянских домов Русского Севера и фигурные кирпичи, которые использовались для создания орнаментов. Есть и предметы, представляющие собой часть истории музея: например кованый гвоздь из усадьбы 18 века, в которой располагается музей.
Мы попросили куратора выставки «Архитектура говорит» Полину Покладок выбрать пять ярких экспонатов, которые показывают, какие разнообразные предметы хранятся в музее, и рассказать подробнее о каждом из них.
Колонка Сухаревой башни
Неизвестный мастер. Сухарева башня. Фрагмент колонки, Москва, 1692–1701 годы, белый камень, резьба
П.П.: В музее есть большая коллекция фрагментов утраченных или разобранных построек. Один из примеров — это фрагмент колонки Сухаревой башни, которая была построена в Москве в 1692–1701 годах. Это колонка из белого камня с резьбой, с характерными пирамидками и валиками.
Рядом с экспонатом представлены графические листы. Благодаря им можно представить, откуда этот фрагмент был взят, где находились подобные детали на самой постройке. Кроме того, архитекторы выставки создали макеты одной из колонок, а также наличника и карниза башни в натуральную величину — они тоже представлены в первом зале выставки. Также в коллекции музея числится и сам наличник Сухаревой башни, но сейчас он вмонтирован в стену Донского монастыря. Все эти экспонаты можно соотнести между собой, и тогда вокруг колонки создается целая история. Здание Сухаревой башни было разобрано в 1934 году, так что в этом году исполняется 90 лет не только со дня основания музея, но и с момента разбора Сухаревой башни.
Проект мавзолея для первого президента Анголы
На выставке «Архитектура говорит. К 90-летию Музея»: проект мавзолея первого президента Анголы (вертикальный лист под надписью «Бетон»). Авторы проекта — Евгений Розанов, Всеволод Шестопалов, В. Шумов, И. Голубева, Е. Суханова, Н. Коробова, И. Ленточников, Василий Кричевский (инженер)
П.П.: Все здания начинаются с чертежей. Поэтому, наверное, самая известная часть нашего собрания — это оригинальная архитектурная графика, представляющая проекты и чертежи будущих построек, как тех, которые в итоге были реализованы, так и тех, которые остались на бумаге. Один из примеров такой графики, представленный на выставке — лист с проектом фасада мавзолея Агостиньо Нето на площади Манифестаций в городе Луанда, столице Анголы. Это проект конца 70-х — начала 80-х годов 20 века. В 1979 году в Москве скончался первый президент республики Ангола, Агостиньо Нето, и советские архитекторы предложили возвести для него огромный монументальный мавзолей. Он представляет собой мощную 120-метровую железобетонную башню с массивным стилобатом-основанием. Тот лист, который представлен у нас в зале, выглядит эффектно уже сам по себе: представляя высокую конструкцию мавзолея, напоминающую ракету, размер чертежа достигает полутора метров в высоту. Использование больших листов для представления будущих проектов было характерно для советской архитектуры середины и второй половины 20 века. Убедиться в этом можно на выставке, где мы показываем не только предметы разных типов, но и разного времени их создания. Только что мы говорили про колонку Сухаревой башни рубежа 17–18 веков, а теперь — про модернистский проект начала 1980-х.
Интересно, что проект мавзолея был реализован, но об этом мало кто знает. Его начали строить в 1982 году, но из-за гражданской войны в Анголе стройку заморозили. В проект внесли изменения и продолжили строить мавзолей уже в начале 2000-х. Строительство завершилось в 2012 году, и сейчас мавзолей даже доступен для посещения. Реализованные интерьеры очевидно отличаются от тех, что были в первоначальном проекте, а вот внешний облик почти в точности соответствует тому, что было задумано архитекторами в начале 1980-х годов.
Макет церкви Покрова на Нерли
С. Кантор (Мастерская моделей и макетов Академии архитектуры СССР). Макет церкви Покрова Богородицы на Нерли (1165), 1940 год, липа, свинец, медь, целлулоид
П.П.: Человеку, который только начинает свое знакомство с архитектурой, проще всего составить представление о ней с помощью уменьшенных копий зданий. Это могут быть макеты и модели. Авторская модель — это то, что делает сам архитектор или мастерская перед сооружением здания. Некая проверка того, что ты собираешься построить. А макет — это, как правило, то, что делают уже после того, как здание построено. Большая часть макетов, хранящихся у нас в музее, — это макеты, созданные в результате реставрационных обследований по чертежам, которые делают реставраторы. Они называются обмерными чертежами, и для их создания архитекторы-реставраторы обмеряют все детали здания. Потом по этим размерам можно воспроизвести здание в объеме. На выставке есть пример такого макета, изображающего очень важный для русской архитектуры памятник.
Это церковь Покрова Богородицы на Нерли во Владимирской области 1165 года постройки. У нас в экспозиции представлен макет 1940 года, который был создан в Мастерской моделей и макетов Академии архитектуры СССР. Для нас это важно, потому что наш Музей архитектуры, основанный в 1934 году, был подразделением Академии архитектуры. Разные части Академии были связаны между собой, и Мастерская моделей и макетов создавала предметы, которые потом входили в коллекцию музея и служили дидактическим материалом для изучения разных построек.
В макетах, как правило, строго соблюден масштаб, в том числе для всех элементов декора. Каждый макет представляет здание на определенный момент его истории, ведь большая часть построек менялась со временем: могло измениться количество этажей, появиться пристройки или наоборот часть здания могла быть разобрана. Наш макет представляет церковь такой, какой мы видим ее сегодня во время своих путешествий, хотя исследователи предполагают, что эта лаконичная, изящная, квадратная в плане постройка первоначально имела обходную галерею и выглядела иначе.
Фотография продовольственного магазина
Михаил Чураков. Продовольственный магазин и магазин одежды в 17-м квартале на Юго-Западе, Москва, 1961 год, фотография, авторский отпечаток
П.П.: Еще одна очень важная часть коллекции музея и самый многочисленный ее раздел — это фотографии и негативы. Их, как и архитектурную графику и макеты, стали собирать с момента основания музея, и на сегодняшний день коллекция очень большая: сейчас у нас хранится около 400 тысяч фотографий. Одна из них — фотография Михаила Чуракова с видом продовольственного магазина в 17-м квартале Юго-Запада. Это фотография 1961 года, и многие могут даже вспомнить, как выглядели интерьеры этих модернистских магазинов с их окнами-витражами с панорамным остеклением.
Михаил Чураков был фотографом Академии архитектуры, запечатлевавшим масштабное строительство послевоенных лет. В музее хранится более 7000 его фотографий с видами разных городов и построек, особенно с новой архитектурой. Так в музее сформировалась большая коллекция фотоснимков, позволяющих представить советскую архитектуру 1950-х, 1960-х и 1970-х годов. Подобные фотографии сегодня имеют большую ценность для исследователей, поскольку на снимках запечатлены здания и ансамбли на момент завершения строительства, то есть такими, какими их задумывали архитекторы. Для нас Михаил Чураков — очень важный фотограф, мы гордимся тем, что в наших залах сейчас представлено несколько его авторских отпечатков. И даже его семья связана с нашим музеем: его потомки до сих пор работают у нас.
Фламандская картина 17 века
П.П.: Наверное, самое неожиданное, что можно увидеть в коллекции Музея архитектуры, — это живопись. Конечно, коллекция картин в музее не настолько большая, как коллекция графических материалов, но в ней есть замечательные экспонаты, и один из них представлен на выставке в зале, посвященном интерьеру. Это картина «Святое семейство» неизвестного художника фламандской школы, которая была создана в 17 веке. Она относится к известному жанру «картин в цветочных гирляндах», где сюжет или персонажи изображены в архитектурных нишах, а обрамляют их цветочные натюрморты. Хочется отметить первоклассное качество работы и характерную для фламандской школы точность и детализацию в изображении цветов, которые находятся на первом плане, где каждый цветок имеет символическое значение.
Кроме экспонатов, о которых мы узнали от куратора, посетители смогут увидеть на выставке сотни самых разных предметов, связанных с архитектурой. От настоятельского кресла 17 века из коллекции архитектора и реставратора Петра Барановского до экспонатов, представляющих архитектуру 2000-х годов. От рисунка размером 5 х 5 см, изображающего деревянную конструкцию, из которой потом сложился древнегреческий ордер, до проекта здания Московского университета на Ленинских горах размером 2 х 4 метра.
Но экспонат, который можно назвать самым символичным, — это графитный карандаш марки «Илья Репин», произведенный на карандашной фабрике имени Красина в 1980 году. Включение этого экспоната в повествование выставки — своеобразное напоминание о том, что архитектура начинается с карандаша. Это — главный инструмент любого архитектора, в какое бы время он ни творил. И как любой предмет, который попадает в музей, даже несмотря на фабричное происхождение, он становится почти священной реликвией. В экспозиции карандаш представлен в небольшом скрытом помещении. Возможно, не все посетители заметят его, но самые любопытные могут при посещении выставки устроить себе такой квест: исследовать залы музея и найти тот предмет, без которого не была бы создана ни одна постройка.
Иллюстрации предоставлены пресс-службой Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.