Известные творческие пары 20 века

15.02.2023

Фрида Кало, Сальвадор Дали, Марк Шагал и их неразделимые половинки

Любовь для многих из нас — источник вдохновения и развития. А художники часто находят с помощью нее самобытный стиль и творческую идентичность. Познакомимся с главными творческими союзами 20 века, которые строились на сложных и всепоглощающих чувствах.

Фрида Кало и Диего Ривера: дикий карнавал чувств

Гильермо Кало. Фотография Фриды Кало, 1926 год © Public Domain
Драмы, постоянные взлеты и падения, спасения и предательства сопровождали отношения двух необыкновенных мексиканских художников — Фриды Кало и Диего Риверы.
Судьба с раннего детства воспитывала во Фриде стойкость. Еще малышкой она переболела полиомиелитом, а в 18 лет попала в автобусную аварию, где получила страшные травмы: позвоночник буквально раздробило. Катастрофа разделила жизнь художницы на до и после. По словам Фриды, так же сильно ее изменила только встреча с будущим мужем — Диего.
Их связала живопись. Впервые Диего и Фрида встретились, когда она училась в «Препаратории» — Национальной подготовительной школе. Ривера работал там над росписью «Созидание». Он, уже известный художник-монументалист, не увидел в бойком ребенке свою судьбу. А спустя несколько лет его заинтересовала уже подросшая Фрида, в которой он сразу разглядел талант: «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению».
Ривера быстро увлекся одаренной и экстравагантной художницей. Но любопытнее внешности казался ее острый ум и чувство юмора. Такие мимолетные романы были для Диего нормой. Мало кто мог в это поверить, смотря на высокого, угловатого и даже нелепого художника. Но он обладал по-настоящему мужской харизмой: был чутким, внимательным, чувственным.
Неизвестный автор. Диего Ривера с собакой ксолоитцкуинтли в Голубом доме, Койоакан, 1943 год © Public Domain
Неожиданно для многих этот роман привел к браку. После женитьбы Ривера не отказался от привычного образа жизни. Он изменял Фриде, как и первым двум женам. Это превратило их отношения с Кало в постоянный круговорот страстей и конфликтов. Драму дополняло отсутствие детей: после многочисленных травм художница не могла выносить ребенка.
Фрида долго страдала, терпела и привыкала. Вскоре она тоже начала искать тепло в объятиях других. Но Диего сумел достичь предела: он предал жену, завязав отношения с ее младшей сестрой. В ответ на предательство Фрида закрутила, наверное, самый известный, но короткий роман со Львом Троцким.
Неизвестный автор. Диего Ривера, Фрида Кало и Энсон Гудиер, 1931 год © Public Domain
Постоянные измены и другие проблемы привели Кало и Риверу к разводу. Вскоре после расставания Фрида попала в больницу. Ривера в считаные часы оказался у ее постели. Так начался новый период их отношений: по просьбе художницы — в абсолютной экономической свободе и без физической близости. Они даже повторно сыграли свадьбу.
Такая странная, непонятная многим любовь длилась до конца жизни художницы. Даже перед самой смертью любимый муж занимал все мысли Фриды: «ДИЕГО в моих устах в моем сердце в моем безумии в моем сне в промокательной бумаге в кончике пера в карандашах в пейзажах в еде в металле в воображении в болезнях в витринах в его уловках в его глазах в его устах в его лжи».

Сальвадор Дали и Гала: любовь, что привела к успеху

Сальвадор Дали в отеле Le Meurice, Париж, 1972 год © Allan Warren, CC BY 3.0 Wikimedia Commons
Для Сальвадора Дали любимая Гала стала не просто женой и музой, она превратилась в личного продюсера и привела его к бешеному коммерческому успеху. Даже свой дневник Дали посвятил ей: «Моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной».
Между ними была десятилетняя разница — Гала старше — и ее муж, французский поэт Поль Элюар. С ним Елена Дьяконова (настоящее имя Галы) познакомилась в швейцарском санатории, где лечилась от туберкулеза, и молодые люди влюбились друг в друга. Позже Гала окончательно переехала в Европу и вышла замуж за Элюара.
С Дали Гала познакомилась на совместном ужине. Она была там с мужем, а художник на первый взгляд показался ей интересным и рассудительным, но внешний вид вызвал сомнения. Сальвадор Дали вспоминал: «Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго».
Их роман развивался стремительно. Она ушла от мужа и даже оставила Элюару 11-летнюю дочь. Как раз в этот период Дали поругался с отцом и остался совсем без денег. Поэтому первое время влюбленным пришлось жить бедно.
Доктор Джордж Лабальме с Галой Дали © Fen Labalme, CC BY-SA 2.0, Wikimedia Commons
Гала верила в исключительный талант Дали. Со временем она превратилась в личного агента художника: бегала по выставкам и коллекционерам, представляла работы мужа везде, где могла. Абсолютная узнаваемость и успех Дали — не удивительный феномен капиталистического общества, а кропотливая работа творца и его помощницы.
Но она была для него не только возлюбленной и продюсером — она была музой. Дали изображал ее на своих работах тысячи раз: на портретах и даже в религиозных сюжетах. Она всегда с таинственной полуулыбкой, строгая и горделивая.
Фонтан замка Пуболь © Gordito1869, CC BY 3.0, Wikimedia Commons
Последние годы Гала провела в замке, который ей подарил Дали. Только вот подарок она приняла с категоричным условием: художник сможет посещать его только с личного разрешения хозяйки дома.
Под конец жизни Галы они виделись редко и давно не жили под одной крышей. Но это не спасло художника от ужасной депрессии после ее кончины. Он отказывался есть, похудел до 46 килограммов, даже прекратил рисовать. Так Сальвадор Дали прожил еще семь тяжелых лет без той, что любил «больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Марк Шагал и Белла: стремление к спокойствию сквозь ужасы 20 века

Хьюго Эрфурт. Марк и Белла Шагал, 1923 год © Public Domain
В паре Марка Шагала и Беллы Розенфельд любовь была другая — преданная, всегда стремящаяся к спокойствию и стабильности. У них почти не было разницы в возрасте. Оба выросли в Витебске — городе, ставшем домом тысячам евреев. Шагал и Белла тоже были из их числа.
При первой встрече между ними вспыхнула любовь, что обычно называют «с первого взгляда». Он писал: «Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена».
Фотография Беллы Шагал © Public Domain
Любовь захватила их молниеносно. Но родители Беллы не поддержали отношения: не ровня дочери купцов-ювелиров жених из семьи лавочника, еще и художник с ненадежным заработком. Но влюбленные решили, что это их не волнует. Только вот Шагалу было тесно в любимом Витебске, поэтому свадьбу пришлось отложить. Марк уехал учиться сначала в Санкт-Петербург, потом в Париж.
Во французской столице его творчество расцвело. Он даже начал набирать популярность. Но с Беллой их связывали только письма. Она в это время защитила две диссертации, занималась литературой и даже пошла на актерские курсы в студию Станиславского.
Но судьба снова свела их в Витебске. Шагал приехал туда на свадьбу к сестре, но вскоре сам стал женихом. Их любовь с Беллой расцвела снова и на сей раз привела к браку. Вскоре родилась их единственная дочь — Ида.
Сложное время русских революций и Первой мировой войны они встретили на родине. Марк пытался отыскать себя в новой России, но творить так, как когда-то в Париже, не мог. Поэтому при первом же удобном случае он с семьей переехал во Францию.
Казалось, что их жизнь налаживается: дочь растет, к Шагалу поступают заказы. Белла стала для него главным вдохновением. Любовь у Шагала — это чувство, которое окрыляет, дарит невесомость. Как раз из огромной любви к жене художник вывел самый известный сюжет своих полотен: влюбленная пара, безмятежно парящая над городом.
В 1937 году Шагал получил французское гражданство. Но уже спустя три года Франция оказалась в немецкой оккупации. С помощью нью-йоркского Музея современного искусства Шагалам удалось эмигрировать в Америку. Весть об освобождении Парижа семья встретила с воодушевлением. Они уже собирались возвращаться, но Белла неожиданно попала в больницу. Необходимо было редкое лекарство — пенициллин. Вовремя найти его не удалось. Белла скончалась.
Смерть любимой жены и музы повергла Шагала в шок. Он долго винил себя в кончине Беллы. Из кризиса помогла выйти дочь Ида: в память о матери она перевела и издала ее воспоминания «Горящие огни». Шагал создал для них иллюстрации и написал вступительное слово: «На кого она похожа? Она не напоминает никого. Ведь она Башенька-Беллочка с горы в Витебске, отражающейся в реке Двинск, с облаками, деревьями и домами. Вещи, люди, пейзажи, еврейские праздники, цветы — все это ее мир, и о них она рассказывает».
Без этих союзов мы вряд ли получили бы уникальные шедевры, созданные Фридой Кало, Сальвадором Дали и Марком Шагалом. В искусстве чувства и эмоции всегда на первом плане, а такая всеобъемлющая любовь, сложная, неоднозначная и непонятная миллионам — источник необыкновенного вдохновения. В России можно поближе познакомиться с работами Марка Шагала: его картины представлены в Третьяковской галерее. Банк ВТБ давно поддерживает музей и его культурные проекты.