08 июн 2022

История усадьбы Абрамцево

Кто жил и творил в подмосковном Барбизоне

Здесь сочинял «Мертвые души» Николай Гоголь, творили Виктор Васнецов, Илья Репин и Валентин Серов, возрождал майолику Михаил Врубель и пел Федор Шаляпин. Абрамцево стало символом творческого содружества, а само имение — гостеприимным домом для множества талантливых русских людей. Вспоминаем историю знаменитой усадьбы и рассказываем про ее обитателей.


Сергей Аксаков: писательский период

В 1843-м году писатель Сергей Аксаков покупает имение Абрамцево в 60 километрах от Москвы, близ Сергиева Посада. Здесь было все, чего желал заядлый любитель природы: роща, пруд, речка и парк, возможность собирать грибы, охотиться и удить рыбу. «Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно» — так описывал Аксаков усадьбу в письме к сыну.

01_История усадьбы Абрамцево
Господский дом в имении Абрамцево © Юрий Сомов, РИА Новости

В Абрамцеве Сергей Аксаков создал свои ключевые произведения: сказку «Аленький цветочек», автобиографическую повесть «Детские годы Багрова-внука», «Заметки об ужении рыбы» и сборник «Записки ружейного охотника».

02_История усадьбы Абрамцево
Иван Крамской. «Портрет Сергея Аксакова», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В имении часто гостили друзья писателя, а подолгу жившему здесь Николаю Гоголю даже выделили особую комнату. Именно здесь он работал над вторым томом «Мертвых душ» и зачитывал отрывки обитателям аксаковского дома.

Гостеприимная усадьба быстро становится центром притяжения для писателей, журналистов, критиков, ученых и театральных деятелей. Наезжали Иван Тургенев, Михаил Щепкин, Федор Тютчев, Михаил Загоскин, Степан Шевырев, Александр Шаховской и другие. В тургеневском «Дворянском гнезде» описание усадьбы Лаврецкого напоминает Абрамцево, а гостей и хозяев дома можно узнать в героях романа «Отцы и дети».

03_История усадьбы Абрамцево
Экспонаты одного из залов музея-усадьбы «Абрамцево» © Дмитрий Коробейников, РИА Новости

Аксаковский период в истории усадьбы заканчивается со смертью хозяина дома в 1859-м году. В 1870-м году Абрамцево покупает промышленник и меценат Савва Мамонтов, и пришедшее было в запустение имение вновь оживает.


Великолепный Савва Мамонтов, предприниматель и меценат

04_История усадьбы Абрамцево
Илья Репин. Портрет мецената Саввы Ивановича Мамонтова, 1880 год, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва © Public domain

Савва Мамонтов происходил из купеческой династии и, помимо унаследованной крепкой предпринимательской хватки, искренне любил искусство в самых разных его проявлениях. И не просто любил, а обладал недюжинными и разносторонними талантами: прекрасно пел — его даже приглашали выступать в итальянской опере, занимался скульптурой, живописью, писал пьесы, ставил любительские спектакли и организовал частную оперу. Современники называли его «Саввой Великолепным» и «Русским Медичи», а Илья Репин признавался: «он очень чуткий человек — артист и умница!»

Увлеченный творец и хлебосольный хозяин, Савва Мамонтов собирает вокруг себя художников, с которыми познакомился за границей, друзей из творческой среды, начинающих и состоявшихся мастеров. Виктор Васнецов писал о Мамонтове: «Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других».

Еще до покупки имения Аксакова, во время путешествия по Италии, Савва Мамонтов задумывался о создании художественного кружка. Теперь его мечта о создании центра современного русского искусства исполняется: Абрамцево становится местом притяжения талантливых людей, от знаменитых художников и музыкантов до скульпторов и театральных режиссеров.

При Мамонтове господский дом в имении отремонтировали и расширили, пристроив нижний мезонин. Постепенно появляются теплицы, оранжереи, конюшня, скотный двор в голландском стиле и мастерские.


«Наш Барбизон»: Абрамцевский художественный кружок

Погостить, отдохнуть и поработать в имение регулярно приезжали Илья Репин, Василий и Елена Поленовы, Михаил Врубель, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Федор Шаляпин, Константин Станиславский и другие.

Кузьма Петров-Водкин так охарактеризовал Савву Мамонтова и устройство жизни творческого кружка: «Он создал первую русскую богему — Абрамцево — наш Барбизон». Сегодня неформальное творческое объединение, зародившееся в гостеприимном мамонтовском доме, назвали бы креативным кластером или арт-резиденцией. В те же времена сообщество художников, артистов и музыкантов стало известно как Абрамцевский, или Мамонтовский, художественный кружок.

06_История усадьбы Абрамцево
Савва Мамонтов, его гости и участники Абрамцевского кружка, 1880-е годы © Public domain

Членов кружка объединяло стремление к развитию русского национального искусства в разных его проявлениях и в частности интерес к народному творчеству и его традициям. Художники при финансовой поддержке Мамонтова ездили в искусствоведческие экспедиции на север, изучали приемы иконописи и памятники древнерусского зодчества. Негласный творческий девиз содружества можно выразить так: «красота пользы и польза красоты». Именно в Абрамцеве создавался неорусский стиль в искусстве, предвестник прогремевшего на весь мир русского модерна.

Во вновь устроенных мастерских усадьбы возрождают старинные ремесла: работают столярно-резчицкая, вышивальная и керамическая мастерская. Первой, столярной, заведовала художница Елена Поленова; вместе с женой Саввы Мамонтова, Елизаветой, они ездили по окрестным селам, собирая произведения народного искусства и записывая фольклор. По ее эскизам в мастерской изготовляли резную мебель и предметы декора, а сама техника получила название абрамцево-кудринской резьбы.

07_История усадьбы Абрамцево
Коллекция резных кухонных досок в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» © Александр Чепрунов, РИА Новости

Керамическую мастерскую более десяти лет возглавлял Михаил Врубель, вернувший к жизни технику майолики и создавший в Абрамцеве подлинные шедевры. Художник разрабатывал эскизы для печей и каминов московского и абрамцевского домов Мамонтовых, оформлял сказочные оперы Римского-Корсакова и создавал декоративные панно.

08_История усадьбы Абрамцево
Изразцы работы Михаила Врубеля на скамье в Абрамцевском парке © Public domain

Усилиями многих талантливых людей в Абрамцеве собрали один из первых в России музеев народного творчества, иллюстрировали русские сказки и ставили любительские спектакли, составляли архитектурные проекты, строили церкви и причудливые беседки, устраивали крестьянские школу и больницу.


«Все рисуют, играют и поют»

В усадьбе и ее окрестностях кипела творческая жизнь. Художник Михаил Нестеров в письмах к сестре писал: «У Мамонтова все рисуют, играют и поют. Семья артистов и друзья артистов…» А Илья Репин добавлял: «Я склонен думать, что Абрамцево — лучшая в мире дача; это просто идеал!»

09_История усадьбы Абрамцево
Валентин Серов. «Девочка с персиками», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Живописная природа и многочисленные обитатели усадьбы давали художникам богатый материал для творчества. Валентин Серов в столовой дома с дочери Мамонтовых, двенадцатилетней Веры, пишет знаменитую «Девочку с персиками». Персики родом из местных оранжерей, а кленовые листья — из уютного приусадебного парка, что виден в окне. Также он создает пейзажи, портреты, наброски — сама атмосфера Абрамцева располагала к творчеству.

10_История усадьбы Абрамцево
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1889–1890 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В Абрамцеве находит пейзажный фон для своей картины «Видения отрока Варфоломея» Михаил Нестеров. Художник так описывал этот момент: «Однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе — капустные, малахитовые огороды, справа — золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего „Варфоломея“ такой, что лучше не выдумать».

11_История усадьбы Абрамцево
Илья Репин. «Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)», 1879 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain

Илья Репин пишет портреты и зарисовки мамонтовского семейства, в ближайших деревнях находит нужные ему крестьянские типы, а в чудесной абрамцевской природе — элементы будущих пейзажей. Здесь художник задумал «Крестный ход в Курской губернии» и зарисовал для будущей картины мальчика-горбуна, здесь же он делает первые эскизы «Запорожцев». Для вновь построенной церкви Репин написал главную храмовую икону — образ Спаса Нерукотворного.

12_История усадьбы Абрамцево
Виктор Васнецов. «Богатыри», 1881–1898 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Виктор Васнецов долго бродил по окрестностям усадьбы в поисках натуры для задуманной им «Аленушки», пока наконец не встречает поразившую его воображение крестьянку «с чисто русской печалью в глазах». Здесь же он делает эскизы для картины «Баян», пишет этюды для «Ивана-царевича на сером волке». Черты одного из сыновей Мамонтовых, Андрея, угадываются в лице Алеши Поповича, а прототипами богатырских коней стали лошади из абрамцевской конюшни.

13_История усадьбы Абрамцево
Церковь Спаса Нерукотворного. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» © Юрий Кавер, РИА Новости

Кроме занятий живописью, Васнецов проектирует детскую беседку в образе избушки на курьих ножках и участвует в разработке эскизов и строительстве церкви Спаса Нерукотворного. Настенные росписи, иконы, деревянная резьба алтаря, вышивка хоругвей, напольная мозаика — все делается руками хозяев и гостей усадьбы. С этих двух васнецовских проектов начинается история русского модерна.

14_История усадьбы Абрамцево
Василий Поленов. «Пруд в Абрамцеве», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Часто бывал в Абрамцеве и Василий Поленов: занимался живописью и графикой, работал в керамической мастерской, строил с детьми лодки и учил их ходить по реке на веслах, участвовал в спектаклях и создавал декорации, собирал предметы народного искусства. Поленов и Наталья Якунчикова первыми обвенчаются в только что построенной церкви Спаса Нерукотворного.

15_История усадьбы Абрамцево
Виктор Васнецов. Эскиз декораций для оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Устраиваемые в усадьбе любительские спектакли стали основой для создания первой русской частной оперы Саввы Мамонтова и открыли миру дарование Федора Шаляпина и изумительные, сказочные театральные декорации, выполненные по эскизам художников абрамцевского кружка.

После ареста, разорения и смерти Саввы Мамонтова Абрамцево перешло к его жене, а затем к дочери. Александра Саввишна Мамонтова стала первой хранительницей музея-усадьбы «Абрамцево». Сегодня в поисках вдохновения и красоты в усадьбу, где когда-то творили лучшие русские мастера, вновь приезжают художники, писатели и ценители прекрасного.