Мариинскому театру исполнилось 240 лет: вспоминаем ключевые события из его истории.
История Мариинки складывается уже на протяжении 240 лет. В материале ко дню рождению театра расскажем о его прошлом и настоящем, а также вспомним ярких звезд Мариинской сцены.
Впервые Большой театр открылся не в Москве
Неизвестный автор. Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге, 1810-е годы © Public domain
Санкт-Петербургский Мариинский театр ведет свою историю с 1783 года, хотя театр с таким названием появился только 76 лет спустя.
В 1783 году Екатерина Великая издала императорский Указ об утверждении театрального комитета, в этом же году открыли Большой Каменный театр в Санкт-Петербурге — предтечу Мариинки. Уже в начале 19 века Тома де Томон — архитектор, автор проекта Биржи и стрелки Васильевского острова — перестроил Большой театр. Он превратил здание в местную достопримечательность. Но в 1811 году внутреннее убранство и часть фасада пострадали в двухдневном пожаре. Тома де Томон создал проект реставрации, но увидеть результат при жизни не успел.
К середине 19 века в Большом театре ставили только балет. Оперные произведения постепенно перенесли в здание Александринского театра-цирка. С его сцены не сходил сюжет об Иване Сусанине: до 1834 года в одноименной опере итальянского композитора Катерино Кавоса, а после — в «Жизни за царя» Михаила Глинки. Кавос признал превосходство оперы Глинки, снял с репертуара свое произведение и даже стал первым дирижером «Жизни за царя». Зрителям новая опера тоже очень понравилась. Публика нарекла Глинку первым русским национальным композитором.
Большой театр времен Кавоса и Глинки посещали не только ради оперы, балета и оркестровой музыки. Дамы демонстрировали здесь свои лучшие наряды, мужчины обсуждали политику и заводили полезные знакомства. Постоянным посетителем Большого театра был Александр Пушкин. Даже Евгения Онегина, героя одноименного романа, поэт отправил в любимый театр на балет Шарля Луи Дидло.
Мариинский театр появился после пожара в цирке
Альфред Лоренс. Мариинский театр. Вид с юго-востока. Санкт-Петербург, 1865—1870 годы © Public domain
В 1859 году в Александринском театре-цирке случился пожар. На его месте построили новый, Мариинский театр. Название он получил в честь императрицы Марии Александровны — супруги Александра II.
Здание Мариинского театра возвели под руководством архитектора Альберто Кавоса — сына композитора Катерино Кавоса. Первый сезон театра открыла русская национальная опера «Жизнь за царя»
Михаила Глинки. С тех пор отечественные оперы всегда были в репертуаре театра: «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского.
С 1869 года в Мариинке наступила золотая эпоха русского балета — во главе балетной труппы Мариинки встал Мариус Петипа. Он познакомился с Петром Чайковским, и в тандеме они создали шедевр русской сцены — балет «Спящая красавица». Петипа вместе с директором Императорских театров Иваном Всеволожским задумали воплотить на сцене настоящую сказку. Они подготовили для Чайковского детальный план балета, по которому композитор создал музыкальный шедевр. Вместе с продуманным до мелочей танцем Петипа «Спящая красавица» превратилась в эталон классического балета.
При преемнике и ученике Мариуса Петипа — Михаиле Фокине — Мариинский театр стал лицом русского балета в Европе. Большая часть балетной труппы Русских сезонов Дягилева были выходцами из Мариинки: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский. Они прославились образами, которые впервые примерили на Мариинской сцене. Например, в 1907 году на благотворительном концерте хора Мариинского театра Анна Павлова впервые исполнила «Умирающего лебедя» — миниатюру Михаила Фокина. Выступая на Русских сезонах с этой хореографией, балерина получила прозвище Русский Лебедь.
Революция подарила театру новое имя
Историческое здание Мариинского театра © Ли[A.I.I.P.], CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Революционные события 1917 года превратили Мариинку в собственность Народного комиссариата просвещения. В 1935 году институцию переименовали в Театр оперы и балета имени Кирова. Классику прошлого, конечно, пришлось пересмотреть. Например, «Жизни за царя» на советской сцене места не было, поэтому полюбившейся опере дали патриотическое имя «Иван Сусанин». И теперь герой оперы боролся не за царскую жизнь, а за свободу народа.
Современные произведения, соответствующие веяниям музыкальной моды, на сцене Театра имени Кирова тоже появлялись. В 1934 году композитор Борис Асафьев и балетмейстер Ростислав Захаров представили публике новаторский балет «Бахчисарайский фонтан» по мотивам одноименной поэмы Пушкина. Авторы воплотили новую форму хореографической драмы. В ее основе — пантомима и танцевальные движения с понятным для простого зрителя смыслом.
В годы Великой Отечественной войны Театр имени Кирова эвакуировали в Молотов — современный город Пермь. Очередную премьеру — «Гаянэ» Арама Хачатуряна — пришлось представить публике в 1942 году на пермской сцене. Уже 1 сентября 1944 года по возвращении в Ленинград театр открыл сезон оперой Глинки «Иван Сусанин». На сцене представили очередную обновленную версию оперы. На сей раз учли пожелания Сталина, предложенные вождем еще на довоенном показе 1939 года: «Почему на сцене так темно? Нужно больше света, больше народу!»
В послевоенное время новых произведений на сцене Театра имени Кирова стало больше. В 1950 году в Ленинграде состоялась премьера балета «Шурале» татарского композитора Фарида Яруллина, основанного на поэме Габдуллы Тукая. В год премьеры создателя балета уже не было в живых: он погиб на войне. Его «Шурале» дали новую инструментовку и дополнили танцем балетмейстера Леонида Якобсона. Он также ставил хореографию для «Спартака» Арама Хачатуряна и балета «Двенадцать» Бориса Тищенко.
Мариинский получил сцены с тысячами зрительных мест
Историческая сцена Мариинского театра © sergejf, CC BY 2.0, Wikimedia Commons
Прежнее имя Мариинскому театру вернули указом 1992 года. К этому времени театр вырастил новое поколение артистов. Среди них — действующий художественный руководитель, директор и дирижер Мариинки Валерий Гергиев.
Под руководством Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс. В 2006 году к основному зданию Мариинки добавили Концертный зал, а в 2013 году открыли новый корпус Мариинский-2. Он состоит из семи надземных и трех подземных этажей, включая зал вместимостью 1 830 зрителей. Двухуровневое фойе Мариинского-2 украшают подсвеченные стены из прозрачного оникса и панорамные окна с видом на город.
Новый масштаб Мариинского театра превратил его в площадку для проведения международных музыкальных фестивалей. Уже 31 год главное театральное событие лета в Санкт-Петербурге — фестиваль «Звезды белых ночей». По инициативе Гергиева с 1993 года фестивальную программу составляют шедевры оперы, балета, камерной музыки и театральные премьеры. В этом году в рамках фестиваля публике представили балеты «Шурале» и «Дочь фараона», а также оперы «Иоланта», «Саломея» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Современный Мариинский вышел за границы Санкт-Петербурга: в 2016 году открылся филиал театра во Владивостоке, а с 2017-го — во Владикавказе. Стремительное развитие театра не прекращается. Новые проекты, фестивали и оригинальные спектакли реализуются в стенах Мариинского театра при поддержке генерального партнера — Банка ВТБ, который сотрудничает с театром уже двадцать лет.