История музеев: Русский музей

31.08.2023

Культура

Русский музей в Санкт-Петербурге — крупнейшее собрание русского искусства в мире, второй по посещаемости художественный музей мира за 2021 год. Рассказываем, как появился этот музей, чем он жил в революцию и войну, кто тайно пополнял его коллекции запрещенными художниками и зачем Русскому музею несколько лет назад понадобился резиновый унитаз.

Искусство вместо войн: как Александр III придумал Русский музей

Илья Репин. «Садко», 1876 год, коллекция императора Александра III, Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Александр III правил 13 лет. Россия в эти годы почти не вела войн, и за это императора прозвали «царем-миротворцем». Политическим интригам и военным конфликтам Александр III предпочитал искусство — считал его распространение «делом государственной важности». Он отлично разбирался в живописи и собрал собственную коллекцию картин, преимущественно русских художников. В фамильной коллекции были Брюллов и Айвазовский, Тропинин и Венецианов, Крамской и Шишкин — в 1894 году собрание насчитывало почти 900 полотен. Тогда император задумал создать музей:
«Я часто и серьезно думаю о необходимости создания в Петербурге Музея русского искусства. Москва имеет, положим, частную, но прекрасную галерею Третьякова, которую, я слышал, он завещает городу. А у нас ничего нет».
Он не стал откладывать идею в долгий ящик и начал покупать картины для будущего музея. Император мечтал объединить под одной крышей как традиционных мастеров, так и передвижников. Но он не успел довести начатое до конца из-за скоропостижной смерти. Спустя год его дело завершил сын Николай II. Русский музей был основан в 1895 году и изначально носил имя Александра III.

Как музей приумножил свою коллекцию в годы революции

Автор неизвестен. Открытие Русского музея 7 (19) марта 1898 года. Августейший Управляющий Великий князь Георгий Михайлович, художники, скульпторы, архитекторы: И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, В. П. Верещагин, В. А. Беклемишев, Л. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, П. А. Брюллов, Л. С. Бакст, К. Я. Крыжицкий и другие. Фото с сайта rusmuseum.ru
Николай II выкупил для Русского музея Михайловский дворец: тогда он принадлежал потомкам Павла I. Но для собрания искусства здание пока не годилось, потому что состояло в основном из жилых помещений. Тогда пригласили архитектора Василия Свиньина, и он превратил жилой дворец в музей: расширил окна и установил на крышах световые фонари, чтобы в помещениях было больше света, переделал покои под просторные залы. Получилось 37 помещений, где и разместили первые экспонаты: 400 картин из Академии художеств, Эрмитажа, Зимнего дворца и частных коллекций.
В годы революции музей, как ни странно, не пострадал, а только умножил свою коллекцию: сюда свозили национализированные предметы искусства и все, что уцелело после разграбления дворцов и усадеб. В 1925 году музей насчитывал уже почти 4000 картин. Новых полотен было много, а вот денег на их содержание в тот период не хватало. В залах не было отопления, от этого пострадали некоторые картины, особенно древнерусская темперная живопись.

В эвакуации, в подвале и в клумбах: как экспонаты пережили блокаду

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1833 год Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
За время войны ни один экспонат не пострадал — большую часть коллекции вывезли в Молотов (нынешняя Пермь) еще до начала блокады. Туда отправился и «Последний день Помпеи». Чтобы снять огромное полотно с подрамников и аккуратно скрутить, понадобилось несколько десятков рук.
Все экспонаты вывезти не успели, многие из них остались переживать блокаду в подвалах музея или даже закопанными под клумбой в саду. Такая судьба, например, постигла знаменитую скульптуру «Анна Иоанновна с арапчонком». В военные годы под окнами музея был разбит огород, где выращивали овощи для жителей блокадного Ленинграда. План огорода вместе с телеграммами и дневниками сотрудников до сих пор хранятся в архивах Русского музея.
Интересно, что даже в эти печальные годы коллекция пополнялась. Правда, связано это было чаще всего с трагическими обстоятельствами. Так, картины Павла Филонова в Русский музей на санках привезла его сестра после смерти художника от голода в первую блокадную зиму.

Как в музее появились запрещенные авангардисты

Казимир Малевич. «Спортсмены», 1928–1932 годы, Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
За всю историю музея у него не так часто бывали деньги на покупку картин. В 1970-е годы финансирование было, но покупать разрешалось только «идеологически правильные» произведения. Работы авангардистов в эту категорию не попадали: привычная для этого течения рефлексия над культурой и критика искусства не способствовали «идейному воспитанию граждан». Тогда директор Русского музея Василий Пушкарёв пошел на хитрость: при формировании списков покупок среди десяти «правых» работ добавлял одну работу «левого» художника — так, чтобы при беглом взгляде ее трудно было заметить.
Так в коллекции музея появились авангардисты. Иногда их полотна приходилось прятать на чердаке от чиновничьих проверок и маркировать в каталогах вторым сортом — чтобы не привлекать лишнего внимания. Некоторые работы до сих пор носят такую маркировку в каталогах музея.
Еще более дерзким поступком стало включение графической работы Малевича в одну из выставок советского искусства. Чтобы комиссия ничего не заподозрила, сотрудники поначалу вывесили его работу без названия. И добавили табличку, только когда все проверки прошли. Среди жителей города прошел слух, что в Ленинграде впервые выставляют Малевича, и эта выставка имела особенный успех.

Нехватка места и подарки: как живет Русский музей сегодня

Русский музей. Фото с сайта rusmuseum.ru
Основная проблема, с которой столкнулся музей сейчас — не хватает места. Несмотря на то, что к Михайловскому дворцу за последние годы добавилось еще четыре здания, коллекции пополняются быстрее, чем освобождается место под них. Сегодня в музее хранится более 400 000 экспонатов.
Одна из причин нехватки места — Русскому музею дарят много подарков. Эта традиция тянется еще со времен основания, когда частные коллекционеры пожертвовали музею свои собрания. Но сейчас этим пользуются и не очень талантливые художники, которым хочется увидеть свои работы в залах главного музея страны. Им часто приходится отказывать: решение о качестве подарков принимает экспертно-фондовая комиссия из 20 специалистов. Критериев нет, но чаще всего члены комиссии единодушны. А если есть разногласия, решение принимается голосованием.
Вторая проблема связана с тем, что за музеем прочно закрепился статус хранителя традиционного искусства. Попытки выйти за эти рамки нередко вызывают общественную критику. Так, в 2016 году в прессе обсуждали, что Русский музей купил скульптуру в виде резинового унитаза — работу Владимира Козина из серии «Вечные ценности», которая выбивается из общей концепции музея. Сотрудники объясняли свой выбор тем, что искусство, как и общество, должно постоянно развиваться, а это невозможно, если ориентироваться только на классические направления.
Познакомиться с коллекциями поближе можно в самом музее или на одной из виртуальных экскурсий. Банк ВТБ поддерживает Русский музей уже больше 20 лет — за это время он выступил спонсором десятков крупнейших выставок и проектов.