22 авг 2022

История Матильды Кшесинской

От первых спектаклей до жизни в эмиграции

01_История Матильды Кшесинской
Матильда Кшесинская в рисовальной комнате своего дома © Public domain

Вокруг жизни Матильды Кшесинской собраны легенды и скандалы императорского двора времен заката царской России. В честь 150-летия со дня ее рождения попробуем разобраться в истории жизни этой загадочной женщины и выясним, почему любовные романы — это не главное, что нужно знать о балерине.


Как загоралась звезда

02_История Матильды Кшесинской
Матильда Кшесинская в костюме к балету «Камарго», около 1902 года © Public domain

Матильда Кшесинская родилась в семье артистов балета Мариинского театра Феликса Кшесинского и Юлии Доминской. Отца Матильды, поляка по происхождению, пригласили в Санкт-Петербург еще при Николае I: Феликс был великолепен в любимом танце императора — мазурке.

Матильда с детства жила в роскоши: зимой в просторных петербургских квартирах, летом — в загородных домах. С ней рядом всегда был танец: еще малышкой она повторяла родительские па, занималась у станка, уже в четыре впервые вышла на сцену. В свои мемуарах она вспоминала: «Мое детство было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них».

Она трудилась почти без отдыха, стойко и целеустремленно: ей даже удалось совмещать постоянные частные уроки с обучением в Императорском театральном училище. Матильда чуть не забросила балет, но, воодушевившись драматическим мастерством итальянской балерины Вирджинии Цукки, решила, что должна стать первой в русском балете, и шла к этому всю жизнь.

В 17-летнем возрасте Матильда Кшесинская блистательно оттанцевала экзамен перед царской семьей. Ее выделили среди лучших исполнительниц вечера, а император Александр III пригласил девушку к столу со словами: «Будьте украшением и славой нашего балета».


Связи с царским двором не лишают упорства

03_История Матильды Кшесинской
Великий князь Сергей Михайлович, Матильда Кшесинская и Великий князь Андрей Владимирович среди других, 1909 год © Public domain

На выпускном вечере ее усадили рядом с Нико — цесаревичем и будущим императором Николаем II. Молодые люди понравились друг другу, и совсем скоро Кшесинская начала получать все внимание царского наследника и купаться в подарках императорского двора. С этих пор жизнь молодой балерины начала обрастать слухами. Николай Александрович стал все чаще появляться в Мариинском театре, куда после окончания обучения взяли Матильду. Однако здесь ей приходилось быть «Кшесинской-2», так как первой Кшесинской была ее старшая сестра Юлия.

Несмотря на все возрастающие связи с царским двором, Матильда обладала великолепной техникой исполнения и была очень трудолюбивой. В это время она исполняла не главные, но весомые роли в балетах придворного балетмейстера Мариуса Петипа и своего педагога Льва Иванова. Первой большой ролью молодой танцовщицы стала партия Мариетты-Драгониаццы в балете «Калькабрино», затем — партия Авроры в «Спящей красавице».

Роман с Нико закончился с помолвкой наследника. В честь коронационных торжеств того же 1894 года Императорский театр ставил «Жемчужину» Рикардо Дриго. Но Матильде Кшесинской роли не досталось. Это тронуло ее гордую натуру. Она обратилась к князю Владимиру Александровичу, и тогда специально для нее уже почти в полностью готовый спектакль внесли новую танцевальную партию от Петипа. Она считала, что ее «честь была восстановлена», но именно этот эпизод создал ей репутацию самовлюбленной и капризной танцовщицы.

Отчасти из-за таких историй не все при дворе оказались довольны, когда совсем скоро — уже в 1896 году — Матильду сделали примой-балериной императорских театров. Многие считали, что в таком карьерном росте ей помогли связи при дворе. Хотя уже тогда критики писали о безупречной технике Матильды, глубокой драматической проработке ролей и изящности движений рук, свойственной русской школе балета.

Последний директор императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский писал о Матильде Феликсовне: «стремления ее были грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду».


Во славу русского балета

04_История Матильды Кшесинской
Матильда Кшесинская в балете «Баядерка» © Public domain

Настоящей виртуозности Матильде помог добиться Энрико Чеккетти. Он добавил ей по-итальянски отчетливой техники ног: после уроков у этого мастера она впервые исполнила на сцене 32 фуэте — раньше на такое были способны только итальянки. Так, Матильда Кшесинская действительно стала в русском балете первой. С тех пор ее репертуар быстро расширялся, и она получала партии, которые раньше были доступны только итальянским танцовщицам.

В 1899 году Матильда Кшесинская даже исполнила партию Эсмеральды в балете Петипа. Балетмейстер долгое время не давал ей этой роли — он считал, что она не справится с трагичностью партии, так как в жизни она не встречалась с такими переживаниями. Но позже Петипа сам отдал ей партию после расставания с Николаем Александровичем и в день премьеры назвал Кшесинскую первой звездой русского балета.

Звезда знала себе цену, но в работе всегда была ответственна. Балерина Тамара Карсавина вспоминала:

«Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на которых прекращала регулярные занятия и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала поздний завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима».

В 1900 году Кшесинская оттанцевала бенефис: несмотря на то, что он полагался танцовщицам после 20 лет на сцене, Матильда решила, что проведет его, отметив свое десятилетие в Мариинском театре. На обеде после бенефиса балерина познакомилась с еще одним представителем императорской фамилии — двоюродным братом Николая, Андреем Владимировичем. С тех пор они часто проводили время вместе.

Вскоре Матильда забеременела. В 1902 году у нее родился сын Владимир. По высочайшему указу он получил фамилию Красинский — по легендам, именно от графов Красинских происходили Кшесинские.

05_История Матильды Кшесинской
Матильда Кшесинская с сыном Владимиром © Public domain

Матильда вышла на сцену уже через два месяца после тяжелейших родов. Вернувшись, она попала в Мариинский театр, где царили эксперименты Михаила Фокина. После классического балета принять его новаторство было непросто, но Кшесинская решилась и даже поучаствовала в постановках «Эвника», «Бабочки», «Эрос».

В 1911 году Сергей Дягилев пригласил Матильду участвовать в его «Русских сезонах» в Лондоне. Считается, что они не переносили друг друга на дух, но пошли на взаимовыгодное сотрудничество: Матильде — сцена в Лондоне, Дягилеву — поощрение императорского двора.


Страшный 1917 год и жизнь после

06_История Матильды Кшесинской
Великий Князь Андрей Владимирович, Матильда Кшесинская и их сын во Франции © Public domain

1917 год принес в жизнь высшего света, в котором существовала Кшесинская, неустойчивость и тревогу. В этом же году она уехала из Петербурга в Кисловодск, последний раз станцевав в России номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории. Далее ее ожидала долгая череда переездов и скитаний — как и всей русской аристократии, ей пришлось убегать от арестов, прятаться в горах, лечить единственного сына от опасной испанки. В итоге ей удалось попасть на свою виллу во французском Провансе, где она и обосновалась.

Здесь Кшесинская и великий князь Андрей Владимирович, с которым она была неразлучна к тому времени, поженились. Балерина получила титул светлейшей княгини Романовской, а ее сын Владимир официально обрел отца.

В Париже ей повезло больше других русских беженцев — с собой у нее был величайший талант. И несмотря на то, что она отказывалась от всех предложенных французами ролей, балет прокормил Матильду: она открыла свою балетную студию в Париже, которая вскоре стала очень популярной. Журналист Арнольд Хаскелл писал: «Класс Кшесинской — очень индивидуальный и вдохновенный. Кшесинская отдает себя работе с огромным энтузиазмом, танцуя со своими учениками иногда по восемь часов в день». Но привычки русской аристократии не покинули ее в Европе, и в конце 40-х годов балерина чуть не разорилась из-за страсти к игре в рулетку.

Незадолго до смерти Кшесинской ее посетила балерина Наталья Макарова. Эту волнительную встречу она описывала так: «Нас встретила миниатюрная элегантная старушечка 99 лет, но в ней чувствовалось великолепие. Стол был сервирован по-царски… Матильда Феликсовна опрокидывала и свою, и мою рюмочки и скоро заметно повеселела — в этом состоянии она казалась необыкновенно обаятельной. Рассказывала любопытные истории. При прощании… сделала мне книксен».

Скандальная, гордая, но необычайно талантливая и трудолюбивая балерина Матильда Кшесинская прожила долгую жизнь и скончалась за несколько месяцев до своего столетия. В ее судьбе яркие истории любви и интриг сплетаются с блестяще исполненными ролями и величайшим упорством в карьере. Жизнь Матильды Ксешинской, породнившейся с Романовыми, еще долго будет волновать историков и создавать вокруг себя все новые загадочные легенды.



Для справки

Познакомиться подробнее с историей русского балета, увидеть документы и костюмы той эпохи и окунуться в мультимедийную экспозицию «Балетный класс» можно в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. ВТБ выступает генеральным партнером музея и поддерживает его просветительские мероприятия.