«Муха-Цокотуха — это Марина Цветаева». Интервью с режиссером инклюзивного спектакля «Жизнь насекомых»

01.08.2024

На сцене «Мастерской Петра Фоменко» идет спектакль «Жизнь насекомых», сочиненный и поставленный режиссером Сергеем Быстровым и студентами московской молодежной театральной «Инклюзион. Школы». В основе спектакля — сказка Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха», а в качестве дополнения использованы стихи обэриутов, городские песни 1920-х годов, кабаре, оперетта, рок-музыка. Вместе с особенными актерами в спектакле участвуют актеры «Мастерской Фоменко».
Сергей Быстров в фотосессии к спектаклю «Жизнь насекомых», образ — отсылка к фигуре режиссера Всеволода Мейерхольда
Созданный как учебная работа, спектакль игрался на самых разных площадках, но до сих пор ни разу не показывался на профессиональной сцене. В «Мастерской Фоменко» спектакль «Жизнь насекомых» появился благодаря инициативе банка ВТБ. Об инклюзивой постановке в банке узнали от своего партнера — Еврейского музея и центра толерантности («Инклюзион.Школа» представляла проект в музее) и предложили коллаборацию другому партнеру ВТБ — «Мастерской Фоменко». Так у спектакля появилось больше зрителей, которые могут убедиться: когда за дело берутся увлеченные профессионалы, инклюзивные практики, направленные на социализацию людей с ограничениями здоровья, становятся важным явлением в искусстве и привлекают широкую аудиторию.
Мы поговорили с режиссером спектакля Сергеем Быстровым о сказках и страхах, выяснили, зачем детям знать о смерти, кем были родители Паука и почему Муха устроила вечеринку вместо того, чтобы купить на найденные деньги консервов на черный день.
Почему вы обратились именно к сказке?
Через сказку можно воспринять модель мира в миниатюре. В сказках все жестко: выйдешь из дома, а там лес, темно, страшно, медведь, Баба-яга, Лихо. Это чтобы ребенок смог хотя бы на детском уровне воспринять и смерть, и небытие. Моему сыну было шесть, когда он предложил мне устроить похороны рыбки — мы ее закопали в саду Баумана под кустом. И так смерть стала частью его картины мира. Но постепенно сказки выхолащивались. Что-то цензура не пропускала: после революции из андерсеновской «Снежной королевы» убрали «Отче наш» и псалмы, которые поет Герда, у братьев Гримм вырезали всякие физиологические подробности. Купируя проблемные места, они избавлялись и от важных смыслов. И что у нас получилось? Зефирно-пластмассовая диснеевская культура, жвачка для сознания. Нам курицу подают уже ощипанную, в розовом целлофане, нам не нужно бегать за мамонтом — мы платим большие деньги за фитнес-клубы. Когда у нас все схвачено, отмирают какие-то функции сознания. А театр отпирает способность мыслить и воспринимать. Тем более театр, основанный на сказочном материале.
А почему именно Чуковский?
Фигура Корнея Чуковского для меня не чужая. Я работал кем-то вроде дворника в музее Чуковского, меня приютил директор музея, одно лето я жил там в сырой бытовке. Так я многое узнал о Чуковском. Это один из моих любимых персонажей, он удивительный литератор и критик. При всем своем багаже знаний он не претендовал на высокие формы, а очень любил играть. Мы его воспринимаем как доброго дедушку из мультика, но он в своих текстах вскрывает социальные язвы, наросты, показывает, как работает детское сознание. В «Мухе-Цокотухе» он собрал все архетипы. Именины, свадьба, смерть, переживание смерти, ложная свадьба, настоящая — это ряд инициаций. Все это вплетено в народное сознание.
Какие еще глубинные пласты этой сказки вам удалось открыть?
Год написания — 1923. Эпоха НЭПа, время после Гражданской войны, революции, лет военного коммунизма. После всех катастрофических событий разрешили частную собственность, торговлю, появилась возможность выдохнуть и вспомнить про частную жизнь. Муха нашла денежку и не вырыла бункер с тушенкой, не выстроила баррикады, не купила ружье — она позвала всех в гости пить чай. Это про человеколюбие какое-то. Если мы говорим про инклюзию, это способ создать среду, чтобы преодолеть сложную действительность.
Какими вам видятся герои-насекомые?
Мы копнули эту тему глубже и нашли исследование, посвященное инсектному коду в русской литературе начала 20-го века. Инсект — это насекомое. Тут и «Клоп» Маяковского, и осы у Мандельштама, много-много героев-насекомых. Это связано с глобальными катастрофами. Первая мировая война изменила мировоззрение человека. С изобретением оружия массового поражения резко уменьшилась ценность жизни человека. Представление о человеке как о божьем создании уничтожилось. У человека резко схлопнулся мир. Технический прогресс не дал человеку возвыситься: он изобрел теплый туалет и стиральную машинку, а еще новое оружие. И, собственно, как жить-то после этого, если твоя жизнь ничего не стоит? Об этом Кафка писал, у Чуковского все эти идеи тоже есть.
Спектакль построен на ритмах, на музыке. Как он принял форму кабаре?
Мы моделируем ситуацию именин. Мы изучали исторический аспект: что пели, какие стихи читали. В 1920-е выходит кабаре «Летучая мышь», развиваются песенно-эстрадные жанры. Опять же — НЭП: частная собственность, частный капитал, варьете, кабаре. Когда мы говорим про кабаре, сразу вспоминаем Боба Фосса — в первом номере у нас отсылка к его хореографии. Муха у нас, с одной стороны, с Лайзой Миннелли ассоциировалась, с другой стороны, стало открытием, что Муха-Цокотуха — это М. Ц., А М. Ц. - Это Же Марина Цветаева! Поэт , и КАкой ! И Тоже -трепещущая, летЯщая, хрупкая. ?
Но наши музыкальные ассоциации пошли дальше — к 70-м, к концу 80-х, к Ленинградскому рок-клубу, к сегодняшнему дню. Мы оправдали это фасеточным взглядом Мухи — она видит на 360 градусов и все в себя вбирает.
О чем получился спектакль?
Это самый сложный вопрос. Хочется, чтобы каждый для себя сам определил. Мы постарались создать многомерную картину, несколько пластов. Наверное, для меня самой важной стала центральная линия Паука, Мухи и Комарика, этот загадочный любовный треугольник.
У нас есть часть спектакля, где каждый герой говорит что-то о своем персонаже, как у Брехта, скидывая маски. И Паук рассказывает свою историю: на самом деле он не такой плохой, просто родился в семье пауков и должен был соответствовать ожиданиям родителей. Он полюбил Муху, но был заложником своей природы. Не мог реализовать эту любовь. Он любил отчаянно, но как мог.
А еще есть контекст. Среди персонажей нашего спектакля — Паук и Надежда Крупская. Паук в сказке хочет погубить Муху. И Крупская в реальности хотела погубить «Муху», сочинение Чуковского. Надежда Константиновна была ярым критиком писателя и развернула целую кампанию по борьбе с «чуковщиной». В произведении Чуковского про зоопарк она углядела социальную критику: когда тюрьмы были переполнены, политзаключенные содержались в зоопарках. В спектакле у нас есть тезисы, которые Крупская озвучивала, когда критиковала Чуковского.
При этом мы не даем готовых трактовок. Паука мы пытаемся если не оправдать, то хотя бы понять: играющий его артист объясняет поведение Паука тем, что он просто пытался соответствовать ожиданиям родителей и не знал, как выражать свои чувства, как любить. А актриса, создающая образ Крупской, упоминает, что та и беспризорников спасала, и даже повлияла положительно на судьбу дедушки одного из персонажей.
Можно ли сравнивать Крупскую с Пауком? Мы предоставляем зрителям разобраться в том, как к кому относиться.
Про инклюзию: как вам работается с артистами из «Инклюзиона»?
В ребятах, с которыми я познакомился в «Инклюзионе», удивительная свобода. У них нет некоторых социальных рефлексов в силу особенностей. Это не касается человеческого достоинства — им они обладают. У них нет страха, они не ориентируются на чужое мнение, не боятся, что их осудят. Это делает их честными и чистыми, неподкупными, такими, с которыми можно сверяться и у которых можно учиться. Ведут они себя абсолютно как артисты в обычном репертуарном театре. Но только артист в репертуарном театре больше капризничает и опаздывает на репетиции.
А в чем сложность?
Нет сложности, но возникает важный разговор с собой про страхи, про хрупкость. Мы говорили, что общество упростило сказки, потому что не хочется говорить о сложных вещах. То же самое с инклюзией: не хочется это видеть, хочется отгородиться. А тут начинаешь переосознавать. Например, ты не знаешь, как здороваться с человеком, у которого нет рук, тебе некомфортно видеть, как человек без кисти скроллит ленту. Это все говорит о человеческой хрупкости. Есть страх, что и с тобой может случиться что-то подобное — но страх отодвигается, этот пласт жизни мы тоже стараемся исключать из ментальной карты. Что мы хотим? Вечной молодости и беззаботности. Я как-то познакомился с Сашей Похилько, замечательным художником, актером, скульптором и спортсменом. У Саши нет кистей рук и ног ниже колен, что не мешает ему заниматься триатлоном, забираться на Килиманджаро. И когда ты оказываешься с таким человеком в одном пространстве, очень многое переосознаешь.
Фотографии предоставлены пресс-службой «Мастерской Петра Фоменко».