Ходячий разговор, романтичная акробатика и петухи. Что танцевали на балу в эпоху Пушкина?

29.09.2023

Культура

0
Бал 19 века — любимое развлечение дворян, где гости влюблялись, сватались и показывали себя. Если при Петре I на бальные танцы смотрели как на повинность, то в эпоху Пушкина танцевальную культуру изучали в высших учебных заведениях, пансионах, гимназиях, военных училищах. Команда «‎ВТБ — России» попробует перенести вас на светский бал 19 века и рассказать, какие танцы тогда были в моде.

Полонез

Николай Ульянов. «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце», 1935–1937 годы, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Бальные танцы проходили по утвержденной программе и оглашались церемониймейстером. В начале 19 века честь открывать бал выпадала величественному полонезу. Первую пару составляли хозяин и хозяйка с почетными гостями или император с императрицей. Остальные пары строились в соответствии с табелью о рангах и светским этикетом. 
Польский танец не допускал вольностей — гости точь-в-точь подражали первой паре. По сути, полонез — это шествие партнеров, прогулка под музыку. В хореографию входили поклоны и повороты, вращение, расхождение, кружение кавалера вокруг дамы. Иностранцы называли полонез «‎ходячим разговором», ведь молчать во время танца было нельзя.

Вальс

Михаил Зичи. «Бал в Концертном зале Зимнего дворца», 1873 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вторым танцем шел вальс — самый востребованный и романтичный. Иногда вальсом открывали вечер вместо полонеза. Во времена Пушкина поговаривали, что с вальса на балу начинается любовь. Молодые люди использовали это время, чтобы познакомиться с партнершей или признаться в своих чувствах.
Цитата из «‎Евгения Онегина»:
*Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.*
Пары хаотично передвигались по залу, делая одинаковые, повторяющиеся движения. В эпоху строгих светских правил вальс будоражил сильнее, чем целомудренные бальные традиции. Только в вальсе кавалер мог держать даму за талию и смотреть ей в глаза. Молодые люди вовсю пользовались этим преимуществом, чтобы нашептать слова восхищения партнерше или передать записку.

Французская кадриль

Неизвестный художник. «Фигура кадрили „Пастораль“», иллюстрация из журнала Le Bon Genre, 1805 год, Париж
Дальше шла кадриль — популярный танец, где движения повторялись за первой парой, как в полонезе. Кадриль состояла из пяти фигур и требовала от танцоров ловкости, мастерства и хорошей памяти, чтобы запомнить и выполнить все переходы, па, перемещения и расстановки. В перерывах между танцами гости отдыхали и выпивали прохладительные напитки.
 
В кадрили участвовали от двух до шестнадцати пар. Партнеры вставали напротив друг друга по углам квадрата. Кадриль состояла из замысловатых фигур: штаны, лето, курица, пастораль, финал. Многие движения создавались заново и приобретали национальный колорит. Появились такие фигуры, как знакомство, девки нарасхват, петухи. Задорные композиции заканчивались кружением в парах, поклоном, притопом или хлопком.

Мазурка

Александр Герасимов. «Бал у Лариных», 1949 год, Музей-усадьба Александра Герасимова, Мичуринск
Светская молодежь 19 века считала время мазурки самым романтичным и подходящим для признания и объяснения. Дело в том, что пока одна пара исполняла танцевальную фигуру, другая вела светскую беседу или «мазурочную болтовню». Правила мазурки позволяли свободно общаться с противоположным полом и признаваться в своих чувствах. 
Мазурка — кульминация бала и последний двухчасовой танец перед ужином. Дама передвигалась плавно и грациозно, изящно бегая по паркету. А вот кавалеру полагалось в прыжке три раза быстро ударить одной ногой о другую. Такие почти акробатические выпады требовали от мужчин хорошей физической подготовки и долгих репетиций. 
Цитата из «‎Евгения Онегина»: 
*Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.*

Полька

Дмитрий Кардовский. «Бал в Петербургском Дворянском собрании», 1915 год, Дворцовый комплекс Ольденбургских, Рамонь, Воронежская область
Гостям нравилась энергичная полька за ее веселый мотив и легкие подпрыгивающие движения и повороты. Томные дамы наконец-то могли проявить свой темперамент в озорном и зажигательном танце. На светских балах кавалерам и дамам следовало вести себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия. Полька же имела хулиганский характер, поэтому, несмотря на популярность, исполняли ее только на общественных, семейных и частных балах. 
Пары заполняли большой бальный зал. Они двигались вольно и непринужденно. Вперед, назад, в сторону, обратно — движения танцоров хаотичны и одновременно задорны. Выучить польку было несложно: приставной и переменный шаги, озорные подскоки. Главное — не терять ритм.

Котильон

Виктор Габриэль Жильбер. «Бал», 1890, частная коллекция
Балы 19 века заканчивались другим веселым танцем — котильоном. В нем гости сдержанно и наигранно дурачились и подшучивали друг над другом. В обязанности кавалера входило охранять даму от толчков, падений и неловкостей. Чтобы не порвать платье партнерши, мужчины отказывались от ношения шпор. Но находились задиры, готовые похвастаться своей ловкостью, звеня шпорами и при этом не цепляясь за женские юбки. 
Начинался котильон кружением по кругу — за первой парой следовали все остальные, и, когда последняя пара возвращалась на место, в ход шли другие фигуры танца. Котильон — раскрепощенный танец-игра, для которого придумывали новые озорные движения и вовлекали бытовые предметы: стулья, веера, цветы, шляпы.
Перенестись в атмосферу балов пушкинских времен и мысленно покружиться в вальсе под музыку Баха и Чайковского помогут концерты в Филармонии имени Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге и Московской консерватории. Банк ВТБ поддерживает культурные мероприятия этих институций.